АО «Скоростные магистрали»
Рус / Eng

ВСМ в Китае


ВСМ Китая — это сеть выделенных высокоскоростных пассажирских линий со скоростью движения свыше 200 км/ч. Китай обладает наибольшей в мире сетью ВСМ, превышающей таковые в Японии и Европе вместе взятые (более 36 000 км, что составляет более 65% от общей протяженности ВСМ в мире). В КНР также действует высокоскоростная магистраль поездов на магнитной подушке Maglev протяженностью 30 км от г. Шанхай до аэропорта Пудун. Эксплуатационная скорость движения 430 км/ч. Линия построена в 2004 г. в сотрудничестве с Siemens (Германия) по технологии Transrapid. ВСМ оснащены современной системой управления движением поездов СTCS-3 китайской разработки (аналог европейской ETCS), которая позволяет обеспечить движение поездов со скоростью свыше 350 км/ч и интервалом 3 минуты. 

На линиях эксплуатируются высокоскоростные поезда модели «Гармония» различных серий, разработанные как с привлечением зарубежных технологий, так и самостоятельно.
  • Электропоезд CRH1 разработан совместно с компанией «Бомбардье» (за основу взят поставляемый «Бомбардье» в Швецию скоростной поезд Regina). Эксплуатационная скорость 200 км/ч, максимальная — 250.
  • CRH2 разработан совместно с японской компанией Nippon Foundation.  Эксплуатационная скорость 200 км/ч, максимальная — 250. В дальнейшем на  его основе Китаем была самостоятельно разработана модификация CRH2С с эксплуатационной скоростью свыше 300 км/ч, максимальной — 350.  
  • CRH3 разработан совместно с компанией «Сименс» на платформе Velaro. Эксплуатационная скорость 350 км/ч, максимальная — 380.
  • CRH5 разработан совместно с компанией «Альстом» (за основу взят поставляемый в Голландию скоростной поезд Pendolino). Эксплуатационная скорость 200 км/ч, максимальная — 250 км/ч. 
  • CRH6 разработан самостоятельно, введен в эксплуатацию в мае 2013 г. Поезд в основном предназначен для пригородного сообщения, в зависимости от модификации его эксплуатационная скорость может составлять 140, 160 и 200 км/ч (соответственно модели CRH6S, CRH6F и CRH6А), а количество вагонов в составе может составлять 3, 4, 6, 8, 16 и 20 при максимальной его длине 201,4 м.
  • CRH380А разработан самостоятельно, за основу взята платформа поезда CRH3. Эксплуатационная скорость 350 км/ч, максимальная — 380 км/ч. В эксплуатации с мая 2010 г. 
  • CRH380В разработан на основе технологий поезда «Сименс» модели ICE3, введен в эксплуатацию в октябре 2012 г.  Эксплуатационная скорость 380 км/ч, конструктивная — 400.  
  • CRH380С разработан на основе технологий поездов CRH3 и CRH380B, введен в эксплуатацию в апреле 2013 г. Эксплуатационная скорость 380 км/ч, конструктивная — 400. 
  • CRH380D разработан на основе технологий поезда Zefiro компании «Бомбардье», введен в эксплуатацию в апреле 2014 г.  Эксплуатационная скорость 380 км/ч, конструктивная — 400. На данный момент этот поезд является самым современным в Китае.
«Планом развития сети железнодорожных дорог Китая на долгосрочный период», скорректированном Госсоветом КНР в 2016 г., предусмотрено строительство сети ВСМ из 8-ми вертикальных (с севера на юг) пассажирских линий и 8-ми горизонтальных (с востока на запад), которые должны окончательно сформировать к 2025 г. сеть ВСМ КНР протяженностью около 38 000 км и соединить более 80% городов с населением свыше 500 тыс. чел.

Вертикальные линии

Горизонтальные линии

  • Далянь — Шэньян — Тяньцзинь — Циндао — Шанхай — Ханчжоу — Шэньчжэнь — Чжаньцзян (построена на 90%)
  • Пекин —   Шанхай — Фучжоу (построена)
  • Пекин — Шэньчжэнь (построена)
  • Харбин — Гонконг (будет сдана в 2017 году)
  • Хоххот — Наньнин (не построена)
  • Хоххот — Санья (не построена)
  • Иньчуань — Фучжоу (строится — сдача в 2018 году)
  • Сиань — Куньмин (строится — сдача в 2018 году)
  • Пекин — Ланьчжоу
  • Циндао — Иньчуань (строится)
  • Ланьчжоу — Ляньюньган
  • Шанхай —   Чэнду (построена) — Лхаса (строительство не начато)
  • Шанхай — Куньминь (построена)
  • Чунцин — Сямэнь (построена)
  • Гуанчжоу — Чэнду (построена, но подлежит модернизации)
  • Гуанчжоу — Куньминь (построена)