АО «Скоростные магистрали»
Рус / Eng

ВСМ Москва — Казань

ВСМ Москва — Казань — пройдет по территории 7-ми субъектов Российской Федерации: Москвы и Московской области, Владимирской и Нижегородской областей, Чувашской Республики, Республики Марий Эл и Республики Татарстан. ВСМ свяжет столицы регионов единой трассой длиной 790 км с остановками в 16-ти населенных пунктах разной величины. Эксплуатационная скорость движения поездов по трассе составит до 360 км/ч.



Карта ВСМ

  

  

Запуск ВСМ между Москвой и Казанью сократит расстояние между городами в 4 раза: время в пути при следовании без остановок сократиться до 3 часов против с нынешних 14-ти часов по существующей железнодорожной инфраструктуре. А время в пути между Нижним Новгородом и Казанью сократится в 7 раз: с 10,5 до 1,2 часа. Среднее время в пути между столицами регионов составит не более одного часа. Такой высокой скорости железнодорожного сообщения в России не было никогда. 


Проект регионального развития

ВСМ Москва — Казань — проект регионального развития, проект развития малых городов и превращения моногородов в точки экономического, социального и культурного роста. Динамичное развитие современного общества внесло новые обязательные требования к скорости передвижения. Города и территории больше не могут замыкаться в себе и жить статичной жизнью. Объединение регионов в агломерации становится обязательным условием для развития. 

Транспорт со скоростью движения до 400 км/ч способствует формированию агломераций. Агломерация, как единое целое, становится больше суммы своих частей, приобретает свойства, не присущие отдельным ее элементам. Она становится «точкой роста» и фактором развития прилегающей территории, где значительно повышается производительность труда. Именно подвижной состав ВСМ двигается с достаточной скоростью, чтобы обеспечить часовую транспортную доступность, необходимую для формирования агломерации.

Запуск высокоскоростного движения повысит уровень доступности рабочих мест и социальных объектов, в том числе учебных и медицинских учреждений, культурных и спортивных центров. Это приведет к повышению уровня потребления услуг и товаров, будут созданы новые рабочие места для обеспечения спроса, возрастет строительство жилья. Ещё на стадии строительства в различных отраслях экономики будет создано более 370 тысяч рабочих мест.  Только в обрабатывающей промышленности планируется создать 155,2 тысячи рабочих мест.

За счет мультипликативных эффектов после строительства ВСМ Москва — Казань совокупный прирост ВРП за первые 10 лет эксплуатации ВСМ составит от 9,3 трлн руб. ВСМ поднимает экономику России. 


Технологии, опережающие время

ВСМ Москва — Казань — инновационный проект. Причем, как с функциональной точки зрения, так и с технической. Особое место в проекте магистрали занимает безбалластная конструкция верхнего строения пути, являющаяся основным проектным решением. Проект ВСМ осуществляет качественный переход создания железнодорожного полотна от классической технологии с использованием щебня и шпал, к монолитной бетонной конструкции. Это интеллектуальный путь, начиненный датчиками, которые позволяют вести мониторинг состояния конструкции на протяжении всего срока эксплуатации. 

Более 20% пути ВСМ Москва — Казань будет пролегать по мостам и эстакадам. Чтобы обеспечить скоростное движение и не мешать движению автотранспорта, проектировщикам понадобилось избавиться от пересечений с существующей дорожно-транспортной сетью. ВСМ не имеет пересечений в одном уровне с другими транспортными линиями и решает проблему длительного ожидания на железнодорожных переездах. Кроме того, на протяжении трассы предусмотрено много разных экологических переходов, например, для сохранения троп миграции диких животных. При строительстве будут возведены высокие шумовые барьеры. 

Каждый раздел проектной документации ВСМ содержит множество инноваций, каждая технология на ВСМ Москва — Казань — это результат работы большого количества разнопрофильных специалистов, причем, как российских, так и зарубежных. 

Впервые в мире контактная сеть рассчитана на движение до 400 км/ч. В проекте применяются унифицированные конструкции искусственных сооружений (разрезные балочные системы и неразрезные железобетонные балочные системы) и конструкция земляного полотна. Система безопасности движения максимально автоматизирована, исключает влияние «человеческого фактора». При этом, уровень локализации производства как в программной части, так и в части оборудования составляет не менее 85%: первую российскую ВСМ будут строить российские предприятия.


На всем протяжении высокоскоростной железнодорожной магистрали предусмотрено переустройство более 1800 инженерных коммуникаций, таких как магистральные, распределительные газопроводы, сети водоснабжения и водоотведения, воздушные и кабельные сети электроснабжения и другие. Переустройство коммуникаций выполняется с учетом современных требований нормативной документации и технических условий балансодержателей.

Важной частью проекта является строительство современных транспортно-пересадочных узлов и развитие прилегающих территорий, что будет способствовать созданию индуцированного пассажиропотока на магистрали и сокращению сроков окупаемости проекта. При проектировании вокзальных комплексов во главу угла поставлено обеспечение комфорта для пассажиров, рациональная внутренняя логистика и удовлетворение потребностей пассажиров с ограниченными возможностями.

Чтобы удовлетворить потребности любого пассажира, на ВСМ предусмотрены вагоны различных классов обслуживания: туристический, экономический, бизнес и первый класс. Социальная доступность линий ВСМ, возможность выбрать оптимальный уровень комфорта для отдыха или работы, не переплачивая за излишний сервис, — это то, что сделает ВСМ Москва — Казань популярным видом транспорта. Впрочем, какие бы условия сервиса ни выбрали пассажиры, все они будут ехать с одной скоростью.


Проект станции «Кстово» ВСМ Москва — Казань


ВСМ — билет в будущее

«Железная дорога не составляет предмета естественной необходимости и усилит наклонность к ненужному передвижению с места на место, выманивая при том излишние со стороны публики издержки», — именно так сказал министр финансов царской России граф Егор Канкрин в XIX веке. Несмотря на скептическое отношение многих критиков, именно в XIX веке началось развитие железных дорог, благодаря которому к XX веку Россия достигла положения одной из самых развитых стран мира. 

Аналогичный процесс происходит и сегодня. ВСМ Москва — Казань — это проект XXI века, который даст стране мощнейший государственный эффект, позволяющий реально запустить российскую экономику. Если говорить сухим языком цифр, ожидаемый совокупный эффект от функционирования магистрали Москва — Казань до 2030 года составит 3,4 трлн рублей в рамках государственного бюджета, совокупный прирост ВВП (за счёт агломерационных эффектов) достигнет 11,7 трлн рублей, а валовый рост экономики России возрастёт на 28 трлн рублей. На каждый вложенный в ВСМ рубль экономика получит 1,48 рубля.


Создание основы для развития скоростного и высокоскоростного железнодорожного сообщения между крупными городами

«Майским» (от 07.05.2018) указом Президента Российской Федерации № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации до 2024 года» определены приоритетные цели, которые должны быть достигнуты для обеспечения социально-экономического развития страны и повышения уровня жизни граждан.

Достижение поставленных целей неразрывно связано с решением задач в области развития магистральной инфраструктуры.

Правительству Российской Федерации поручено разработать и утвердить комплексный план модернизации и расширения магистральной инфраструктуры, предусматривающий до 2024 года создание основы для развития скоростного и высокоскоростного железнодорожного сообщения между крупными городами.

30.09.2018 Распоряжением Правительства Российской Федерации № 2101-р Комплексный план был утвержден.

В Комплексный план включен Федеральный проект «Высокоскоростное железнодорожное сообщение»: строительство первого этапа высокоскоростной магистрали Москва — Казань: высокоскоростная магистраль Железнодорожный — Гороховец, с организацией движения от г. Москвы до г. Нижний Новгород.

 

Проектная документация ВСМ для строительства строительство нового пути между ст. Железнодорожная — ст. Гороховец разработана и прошла государственную экспертизу в ФАУ «Главгосэкспертиза» России.


Основные технические характеристики:

  •           301 км — строительство нового пути между ст. Железнодорожная — ст. Гороховец ВСМ (скорость движения до 400 км/ч.);
  •           100 км — модернизация существующей инфраструктуры;
  •           общая протяженность 421 км;
  •           время следования 2 часа 05 минут (без остановок);
  •        7 раздельных пунктов.

Расчетные размеры движения, пар поездов в сутки на 35 расчетный год:

  •       высокоскоростных 21;
  •       региональных 6.

Решением заседания президиума Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и национальным проектам (пункт 2 протокола от 0.08.2019 № 11) реализация федерального проекта «Высокоскоростное железнодорожное сообщение» комплексного плана модернизации и расширения магистральной инфраструктуры на период до 2024 года, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 30.09.2018 № 2101-р, предполагающего строительство ВСМ Железнодорожный — Гороховец с организацией движения от г. Москвы до г. Нижний Новгород, временно приостановлена.