АО «Скоростные магистрали»
Рус / Eng

СМИ о нас

30 июня 2014

Поезда полетят по России

В 2018 году из Москвы в Казань можно будет "долететь" без самолета — на скоростном поезде: правительство дало добро на строительство высокоскоростных магистралей

Правительство опубликовало в конце прошлой недели новую редакцию Транспортной стратегии России до 2030 года. Основной акцент в документе делается на развитие высокоскоростных железнодорожных магистралей для эксплуатации поездов "Сапсан" на скоростях до 400 км/ч. Предполагается, что к 2018 году магистраль протянется от Москвы до Казани, к 2026 году — до Екатеринбурга, а к 2028 году — до Сочи. Эксперты считают, что сроки слишком амбициозны и в реальности эти высокоскоростные магистрали появятся со сдвигом в 2-3 года

Открывая одно из заседаний железнодорожного бизнес-форума "Стратегическое партнерство 1520" (он прошел на днях в Сочи), модератор спросил собравшихся в зале представителей компаний, кто из них приехал на форум на поезде. Из нескольких сотен человек (которые, к слову, работают либо в сфере ж/д перевозок, либо всфере ж/д строительства), руки подняли двое. "Что и требовалось доказать. А вот если бы можно было добраться сюда за ночь или за 3-5 часов, как в Санкт-Петербург на "Сапсане", большинство бы наверняка приехало поездом", — предположил модератор. И он прав: популярность того же "Сапсана" не подвергается сомнению — билеты на него покупать нужно сильно заранее. Ведь гораздо удобнее и даже быстрее — учитывая время на дорогу от и до аэропорта и необходимость прибыть за два часа до рейса — добраться из центра одной столицы до центра другой скоростным поездом.

Тема развития высокоскоростных ма-гистралей стала лейтмотивом всего форума "Стратегическое партнерство 1520". И это не случайно — транспортная подвижность россиян одна из самых низких в мире. По данным Росстата, коэффициент транспортной подвижности в стра-не в среднем не превышает показатель 0,9. Для сравнения — на Кипре и в Норвегии коэффициент близок к 5, а в Испании, Великобритании и Германии пре-вышает 3.

Причина такого положения в том, что при географическом размахе России у нас катастрофически не развита транспортная инфраструктура. Причем никакая из возможных. Для авиационного сообщения не хватает небольших региональных аэропортов, для автомобильного — нормальных дорог, для железнодорожного — высокоскоростных поездов. Все-таки ехать из Москвы в тот же Сочи двое суток — это перебор.

Скорости пора нарастить По словам первого вице-президента ОАО "РЖД", гендиректора ОАО "Скоростные магистрали" Александра Мишарина, вопрос увеличения скоростей движения железнодорожного транспорта назрел уже очень давно. "Для расстояний до 150 км нужны быстрые электрички, для расстояний больше 800 км удобнее самолеты. А вот в сегменте от 150 км до 800 км самый оптимальный вариант — это высокоскоростной поезд", — отметил Мишарин во время своего выступления на форуме.

Кстати, именно он еще в 2009 году выступил с идеей связать Москву с Ека-теринбургом через Владимир, Нижний Новгород и Казань. Однако, несмотря на одобрение первыми лицами страны, долгое время решение по строительству не принималось. Причина была в том, что размеры финансирования этого проекта казались слишком завышенными — более одного триллиона рублей, из которых 65% предполагается привлечь из бюджетных средств, а остальное — за счет частных инвесторов.

В итоге принятие решения о начале работ откладывалось до последнего. И лишь на минувшей неделе, после окончания работы железнодорожного форума в Сочи, правительство РФ утвердило и опубликовало новую редакцию Транспортной стратегии России до 2030 года.

Согласно документу, высокоскоростная магистраль (ВСМ) протяженностью 1563 км из Москвы в Екатеринбург будет построена к 2026 году, а к 2028 может быть создана такая же магистраль из Москвы в Адлер. Первым этапом станет строительство сегмента Москва — Нижний Новгород, который планируется запустить уже в 2018 году.

Добраться от Москвы до Казани по ВСМ можно будет всего за 3,5 часа (из Москвы в Нижний Новгород — за час, от Нижнего Новгорода до Чебоксар — еще плюс час и до Казани — еще 1,5 часа). По ожиданиям РЖД, к 2020 году пассажиропоток на этом направлении составит 10,5 млн человек.

Инвесторы готовы к стройке В рамках бюджетного планирования на 2015-2017 годы Минтранс уже подал заявку на бюджетные средства на проектирование и строительство линии Москва-Казань, об этом на форуме "1520" сообщил замминистра транспорта Алексей Цыденов.

По предварительным оценкам, затра-ты на строительство ВСМ составят около триллиона рублей. Участок Москва-Владимир стоимостью 191 млрд руб. "бе-рет на себя" компания "РЖД" при поддержке государства (монополист уже попросил себе налоговые льготы и 16 млрд руб. на проектирование высокоскорост-ной магистрали). Для строительства трех остальных участков: Владимир-Ниж-ний Новгород (227 млрд руб.), Нижний Новгород- Чебоксары (232 млрд руб.) и Чебоксары-Казань (137 млрд руб.) — планируется привлекать концессионеров.

Пожалуй, главный претендент на уча-стие в проекте — это группа германских компаний "Немецкая инициатива": Deutsche Bahn AG, DB International GmbH, Siemens Aktiengesellschaft, ЕТC Transport Consultants GmbH, Schuler Plan GmbH, ZAO STRABAG, RAIL.ONE GmbH, Vossloh Aktiengesellschaft, Deutsche Bank AG и Vossing GmbH. Группа имеет многолетний опыт реализации проектов ВСМ за рубежом, а также уни-кальные решения, успешно реализован-ные на немецких высокоскоростных магистралях, которые компании готовы предложить для проекта ВСМ Москва-Казань. Siemens уже сейчас хорошо пред-ставлен в российских ж/д проектах. "Са-псан", "Ласточка", которая курсирует в Сочи, — все это произведено Siemens. Кроме того, у немецкой компании уже давно налажено совместное с российскими заводами производство подвижного состава, что в целом облегчает задачу по поставкам.

"Проекты вроде ВСМ Москва-Казань в первую очередь интересны тем инвесторам, которые ориентированы на стратегическое сотрудничество, а не на быструю окупаемость. Siemens, к примеру, уже больше 160 лет ведет бизнес в России, открывает совместные производства, способствует повышению заня-тости, привносит свои технологии. Это взаимовыгодное сотрудничество. Большие госпроекты имеют огромное соци-альное значение. Например, проект ВСМ до Казани — это прирост рабочих мест до 350 тысяч человек, прирост ВВП в перспективе десяти лет больше 10 трлн рублей за счет развития инфраструктуры. Это повышение транспортной подвижности населения", — отметил президент Siemens в России, вице-президент Siemens AG Дитрих Мёллер.

Об экономическом подъеме регионов, через которые пройдет ВСМ до Казани, говорил и Александр Мишарин. По его оценкам, к 2030 году дельта между приростом валового регионального продукта с учетом строительства ВСМ и без учета составила бы: во Владимирской области — 58%, в Нижегородской — 76%, а в Чувашии и Татарстане — по 28%.

Вице-губернатор Владимирской области Алексей Конышев пояснил на форуме, что эффект достигается за счет того, что новая инфраструктура и транспортные возможности привлекают и новые бизнесы, создаются рабочие места, растет число гостей регионов.

Чуть помедленнее Между тем эксперты и представители отрасли считают названные сроки реализации слишком амбициозными. "Если бы не затягивали вопрос со стартом строительства, то к 2018 году первые поезда до Нижнего уже бы ездили. А сейчас я бы назвал сроки запуска первого сегмента в 2018-м, а ВСМ до Казани к 2021 году нереальными", — говорит источник "Профиля" в РЖД, который пожелал остаться неназванным.

Впрочем, по словам Дитриха Мёллера, справиться со строительством ВСМ даже до Казани можно было бы и за три года. "Если строить участки параллельно, то я бы оценил время на реализацию проекта Москва-Казань в три года. А если последовательно, то в пять лет. Но тут не стоит забывать и о самой подготовке проектирования, которая занимает немало времени. Нужно и тендеры провести, и земли перевести в соответствующую форму собственности, и геодезические исследования. Поставить поезда — не проблема, а вот инфраструктуру выстроить — это уже серьезная задача. Ведь предполагается возведение нескольких мостов, несколько сотен пешеходных переходов, которые надо будет строить, и так далее. Да и старые пути не используешь. Учитывая, что трасса будет использоваться на скоростях до 350-400 км/ч, нужны совершенно новые магистрали", — говорит господин Мёллер.

Кроме того, придется заново строить и вокзальные комплексы. На их строительство и модернизацию РЖД потратит 160 млрд руб., а на новый подвижной состав — 50 млрд руб.

Помимо проекта ВСМ до Казани и Екатеринбурга в стратегии развития транспорта значится еще несколько направлений для строительства. К 2028 году поезда должны "полететь" из Москвы в сторону Ростова и Адлера (проект оценивают в 2,3 трлн руб.), а также чиновники обсуждают ВСМ до Санкт-Петербурга (уже на скорости до 400 км/ч) и из Казани в Самару.

Этапы развития высокоскоростного железнодорожного транспорта

1903, Германия Экспериментальный поезд с оборудованием Siemens-Halske развил скорость 206 км/ч 
 
1964, Япония  Высокоскоростной поезд Shinkansen между Токио и Осака, скорость до 210 км/ч   
 
1981, Франция   Высокоскоростная магистраль Париж-Лион с поездами TGV, скорость до 260 км/ч      
 
1991, Германия  Линия Ганновер-Вюрцбург с поездами ICE1, скорость до 280 км/ч                    
 
1992, Испания   Высокоскоростная магистраль Мадрид-Севилья                                       
 
1997, Бельгия   Брюссель, 300 км/ч                                                               
 
2001, Италия    Рим-Флоренция, 250-300 км/ч                                                      
 
2004, Корея     Сеул-Пусан, 300 км/ч                                                             
 
2008, Китай     Пекин-Тяньцзынь, макс. 350 км/ч                                                  
 
2009, Россия  Регулярное сообщение высокоскоростных поездов "Сапсан", скорость до 250 км/ч


ДЕНИС РЯБОКОНОВ


2020   2019   2018   2017   2016   2015   2014   2013   2012   2011   2010   0