АО «Скоростные магистрали»
Рус / Eng

СМИ о нас

28 марта 2014

Проект века

Строительство высокоскоростной железнодорожной магистрали между Москвой и Казанью — один из приоритетных транспортных проектов, получивший поддержку не только на самом высоком правительственном уровне, но и у населения страны, о чем свидетельствуют недавние опросы на эту тему. Первый вице-президент ОАО «РЖД» Александр Мишарин уверен, что развитие ВСМ может стать социально значимым драйвером экономического роста и при этом привлечь инвесторов.

ВСМ ускоряется

- Александр Сергеевич, о реализации национальной программы создания высокоскоростного движения в нашей стране говорят уже не первый год и даже не одно десятилетие. Благодаря каким решениям, принятым за последнее время, проекту строительства ВСМ удалось придать новый импульс?

— Активное наращивание скоростей движения поездов в России началось еще в начале XX века. Как известно, на линии Санкт-Петербург- Москва курьерские экспрессы достигали скорости 110 км/ч, а в 1960-е самый быстрый советский поезд «Аврора» развивал скорость 160 км/ч. Уже тогда было очевидно, что для дальнейшего улучшения результатов нужно строить специальные высокоскоростные пассажирские магистрали, поэтому в 1975 году научно-технический совет МПС признал целесообразным разработать соответствующее технико-экономическое обоснование. В итоге оно было надолго отложено, хотя отдельные попытки воссоздания этой идеи все последующие годы, по сути, не прекращались.

В последнее время был принят ряд принципиальных решений по развитию высокоскоростного железнодорожного движения. Реализация проекта ВСМ предусмотрена в таких важнейших государственных документах, как Прогноз социально-экономического развития России до 2030 года и актуализированная Транспортная стратегия до 2030 года. В рамках стратегии, а также Генеральной схемы развития железных дорог планируется построить более 4 тыс. км линий высокоскоростных магистралей с допустимой скоростью до 400 км/ч и запустить почти 7 тыс. км линий для скоростного движения до 200 км/ч. Также в прошлом году премьер-министр страны Дмитрий Медведев утвердил сетевой план-график мероприятий по реализации первого пилотного проекта ВСМ Москва — Казань.

 Эти решения позволили ОАО «РЖД» и ОАО «Скоростные магистрали» приступить к разработке обоснования инвестиций в строительство ВСМ на восточном и южном направлениях: Москва — Казань — Екатеринбург и Москва — Ростов-на-Дону — Адлер. На сегодняшний день обоснование уже готово, а наиболее проработанный проект ВСМ Москва — Казань получил положительное заключение Главгосэкспертизы. Таким образом, есть все необходимые документы, в которых не только обозначены основные направления прохождения ВСМ, но и определены варианты трасс, объемы строительных работ и прогнозируемый пассажиропоток.

- На каких источниках финансирования будет основана реализация данного проекта? Предусмотрено ли привлечение частных инвесторов?

— Сегодня можно говорить о завершении подготовки организационно-правовой и финансовой модели пилотной линии системы высокоскоростного движения нашей страны Москва — Казань. В данном случае я имею в виду этот конкретный проект, хотя разработанная модель может быть распространена на любые другие направления. Самое главное, что предусматривается применение концессионного законодательства. Этого не было ни в новой России, ни в СССР, хотя если вспомнить более давнюю историю, то мы увидим, что в Российской империи железные дороги строились именно с помощью концессии. Сегодня этот механизм отработан,понятен для правительства, министерств и бизнеса. Он прошел серьезную апробацию при строительстве платных автомобильных дорог и, кстати, очень неплохо себя зарекомендовал. Концессии вполне могут быть применены и при строительстве железных дорог, но для этого требуется детализация механизма, поскольку, кроме государства и акционера, появляется еще один очень важный участник рынка — перевозчик, обязательства, права и риски которого тоже должны быть учтены. 

Сам проект потенциально разбивается на четыре участка: Москва — Владимир, Владимир — Нижний Новгород, Нижний Новгород — Чебоксары, Чебоксары — Казань. Первый из них ОАО «РЖД» намерено строить самостоятельно. Здесь мы планируем использовать средства Фонда национального благосостояния (ФНБ) и Пенсионного фонда. Также именно ОАО «РЖД» на первоначальном этапе сохранит за собой роль перевозчика на всем протяжении ВСМ Москва — Казань. При этом последние три участка должны стать концессиями, и мы рассчитываем, что здесь появятся частные инвесторы. Важно то, что все четыре участка будут строиться практически одновременно, что снизит риски каждого инвестора и сделает условия для бизнеса наиболее приемлемыми.

Надо заметить, что первый участок Москва — Владимир — наиболее сложный и с точки зрения изъятия земли, и по тем конструктивным сооружениям, которые там предусмотрены. Для апробирования всех имеющихся технологий вести строительство здесь предлагается по так называемому корпоративному методу с использованием средств ОАО «РЖД» и ФНБ путем внесения последних в уставный фонд компании и последующего выкупа привилегированных акций по примеру реализации проекта реконструкции БАМа и Транссиба. Данная схема прошла изучение на межведомственной группе, в декабре прошлого года мы представили ее в качестве инвестиционного меморандума в профильные министерства и в ближайшее время получим соответствующее заключение. 

Результаты ценового и технологического аудита были подтверждены рядом таких крупнейших независимых консалтинговых компаний, как «ПрайсвотерхаусКуперс», «МакКинзи», «Эрнст энд Янг», «Вегас Лекс», фонд «Центр стратегических разработок». В результате многочисленных исследований были признаны обоснованными объемы капитальных вложений в строительство магистрали между Москвой и Казанью в сумме 1,068 трлн рублей. При этом международный опыт показывает, что большинство успешных проектов создания высокоскоростных железнодорожных магистралей реализовано при доминирующей поддержке государства как в части регулирования и управления процессом, так и в плане содействия в привлечении финансирования. 

Очень важно и то, что мы уже приступили к диалогу с потенциальными инвесторами. Эти переговоры идут довольно успешно. Согласно существующим условиям инвесторы будут получать доход в виде платы за доступ к инфраструктуре, а ОАО «РЖД» будет эксплуатировать трассу. В дальнейшем я не исключаю появления и альтернативного перевозчика. Мы детально просчитали пассажиропоток: по прогнозам, он вырастет с 10,5 млн человек в 2020 году до 24 млн к 2050-му. Эти цифры подтверждают тот факт, что подобные проекты даже по международным оценкам и методикам расчета должны стать полностью окупаемыми.

Мультипликативный эффект

- Что даст ВСМ непосредственно тем регионам, по территории которых будет осуществляться движение?

— Мультипликативный эффект от реализации проекта ВСМ Москва — Казань очевиден. Магистраль пройдет по территории Московской, Владимирской, Нижегородской областей, а также республик Чувашия, Марий Эл и Татарстан. Расчеты ведущих институтов говорят о весомом вкладе этого проекта в увеличение ВВП России в целом и валового регионального продукта (ВРП) в частности. Только за первые 11 лет, с 2019 по 2030 год, совокупный прирост ВВП составит более 7 трлн рублей, а дополнительные доходы бюджета — около 2 трлн. Причем наибольший эффект, благодаря развитию сопутствующих отраслей и колоссальных агломерационных процессов, получат Владимирская и Нижегородская области с приростом ВРП на 75%. Кроме того, за счет повышения транспортной доступности для населения произойдет укрепление экономических и деловых связей между крупнейшими городами Поволжья.

- Некоторые эксперты высказывают обеспокоенность возможными спекуляциями с теми земельными участками, по которым пройдет будущая магистраль. Какие меры предусмотрены, чтобы этого избежать?

— Опыт противодействия в этом направлении уже наработан, в том числе при подготовке к Олимпиаде в Сочи. Его просто надо закрепить на законодательном уровне. Речь идет о введении системы упрощенной процедуры изъятия земель. Могут применяться и такие контрмеры, как продажа земли по средневзвешенной стоимости, к примеру, за последние 10 лет. Большая работа проведена совместно с профильными министерствами — транспорта, экономического развития, финансов. Сейчас уже вынесен на обсуждение проект федерального закона об особом порядке выкупа земель для строительства ВСМ в России. Минтрансом подготовлены документы для включения магистрали в схему территориального планирования в сфере федерального транспорта. Это обязательное условие для возможности резервирования и изъятия земельных участков под строительство ВСМ. Кроме того, Минфином подготовлены изменения в Бюджетный кодекс в части установления для проектов ВСМ налога на имущество с нулевой ставкой. Здесь имеется в виду не льгота, а выравнивание условий по отношению к другим видам транспорта, установление общего порядка, повышающего эффективность реализации таких проектов.

- Какие природоохранные мероприятия будут проводиться при строительстве ВСМ Москва — Казань для минимизации возможного негативного воздействия на окружающую среду?

— Мы, конечно, изучали то, как жители регионов оценивают ВСМ с точки зрения экологической безопасности: 14% жителей городов, по территории которых проходит проектируемая трасса, описали текущее состояние экологии как катастрофическое и 38% — как очень плохое. То есть больше половины опрошенных оценивают сегодняшнюю экологическую обстановку как не самую лучшую. При этом железнодорожный транспорт большинством не воспринимается как экологическая угроза. Более того, 39% респондентов полагают, что ВСМ-экспрессы являются наиболее экологически чистым транспортом, 47% не видят проблем от прохождения ВСМ в том числе и через город. Единственный показатель, на который жители прилегающих городов обращают внимание, — это шум, однако и он вполне сопоставим с тем, что создается другими видами транспорта. В рамках проекта предусмотрен ряд шумозащитных мероприятий. Ширина санитарного разрыва для высокоскоростной магистрали будет варьироваться в пределах от 50 м (в районе расположения жилой застройки и с проведением шумозащитных мероприятий) до 750 м (без учета шумозащитных мероприятий). А в целом воздействие на окружающую среду при соблюдении действующих норм и разработанных природоохранных мероприятий может быть оценено как несущественное.

- Опросы подтверждают заинтересованность российского общества в реализации крупных инфраструктурных программ. Известно, что проект строительства ВСМ Москва — Казань прошел общественную экспертизу и достаточно широко обсуждался. В чем значимость подобных дискуссий на подготовительном этапе проработки столь масштабных идей?

— Для принятия таких глобальных проектов, которые реализуются на столетия вперед, всегда требуется серьезная общественная подготовка. Так в ХХ веке было с Транссибом, а еще раньше — с Николаевской дорогой. И, как показывает практика, одним из главных рисков при воплощении крупных инфраструктурных проектов может стать негативное общественное мнение. Поэтому в декабре 2013 года мы вместе с ВЦИОМ провели исследование и получили более чем впечатляющие результаты: идею строительства ВСМ поддерживают 85% опрошенных жителей тех территорий, где планируется прохождение магистрали. И почти 80% из них готовы использовать ВСМ в качестве основного вида транспорта. Более того, большинство населения считает оправданным такое строительство, даже несмотря на большие финансовые затраты. Это еще раз говорит о том, что в обществе сформировалась готовность к реализации широкомасштабных транспортных задач. 

Кроме того, нам сегодня очень важно системное профессиональное обсуждение этого проекта на экспертном уровне. Когда мы говорим о реализации таких амбициозных проектов, как ВСМ, и о создании национальной сети скоростного и высокоскоростного движения, нам, профессионалам, нужно научиться говорить на одном языке. Тем более важно, что все наши документы предусматривают целый комплекс мер, и именно за счет комплексного подхода достигаются основные эффекты. В России — я в этом абсолютно убежден — ВСМ будут очень востребованы. И мы должны получить этот современный и необходимый стране вид транспорта.

Беседовала Оксана Перепелица



2020   2019   2018   2017   2016   2015   2014   2013   2012   2011   2010   0