АО «Скоростные магистрали»
Рус / Eng

СМИ о нас

25 марта 2014

Высокоскоростные магистрали – новый импульс экономического развития России

История свидетельствует, что именно строительство инфраструктурных проектов, в первую очередь автомобильных и железных дорог, дает дополнительный стимул развития экономикам разных стран. Еще на этапе строительства государство получает ряд эффектов: повышается занятость населения, развиваются отдельные предприятия и целые отрасли экономики. На этапе эксплуатации значительно растет мобильность населения, увеличиваются темпы роста экономики в прилегающих и соседних регионах, достигаются другие мультипликативные эффекты.


День сегодняшний

Пока противники проекта рассуждают о цене и окупаемости проекта, частный бизнес проявляет к нему все больший интерес. Для наибольшей эффективности и возможности использовать проектное финансирование и иные инструменты ГЧП модель проекта претерпела определенные изменения. 

Строительство и эксплуатацию участка магистрали Москва — Владимир предполагается реализовать силами ОАО «РЖД». Направления: Владимир- Нижний Новгород, Нижний Новгород — Чебоксары, Чебоксары — Казань планируется осуществить по схеме концессии (в соответствии с Федеральным законом 115-ФЗ «О концессионных соглашениях»). Пилотный участок Москва — Владимир будет финансироваться за счет собственных средств РЖД, а также за счет средств ФНБ и ПФР. 

Концессионерами в проекте строительства высокоскоростной магистрали Москва — Казань (ВСМ-2) наравне с российскими компаниями могут стать зарубежные инвесторы, сообщал ранее представителям СМИ первый вице-президент ОАО «Российские железные дороги» (РЖД), генеральный директор ОАО «Скоростные магистрали» (дочернее предприятие РЖД) Александр Мишарин.

«Мы не исключаем, мы приглашаем», — отметил Мишарин, отвечая на вопрос об участии иностранных инвесторов в проекте. Он добавил, что зарубежный бизнес предпочитает участвовать в таких проектах в консорциумах с российскими предприятиями: «Так было всегда и так будет в этот раз».

Среди возможных инвесторов, которые заинтересованы в проекте, французский консорциум (концерн Alstom и строительная компания Boyugues), немецкий (Siemens и Strabag). А также китайские компании, участие которых в строительстве ВСМ Москва — Казань сейчас обсуждается «на самом высшем уровне». Все консорциумы активно работают с российскими строительными предприятиями. Кроме того, предполагаемые инвесторы «имеют свои соглашения с нашими банками — ВТБ, Сбербанк, Газпромбанк, которые тоже входят в экспертные группы и изучают модель (ВСМ-2) на предмет их участия».

Два консорциума готовы стать концессионерами строительства нескольких участков высокоскоростной магистрали ВСМ Москва — Казань, по информации «Ведомостей». Первый — «Трансмаш- холдинг» (у французского производителя высокоскоростных поездов Alstom блокпакет компании) и французская Bouygues Construction. Второй — «Синара» Дмитрия Пумпянского и немецкий концерн Siemens, рассказал «Ведомостям» источник в РЖД и подтвердили источники, близкие к консорциумам. Проект интересен и STG Геннадия Тимченко,утверждает источник. «С интересом следим за развитием ситуации вокруг проекта, но пока предметных переговоров не велось», — отметил на это источник, близкий к Volga Resources Тимченко.

Немного истории

Необходимость организации в России высокоскоростного железнодорожного движения была определена более 25 лет назад. Объединение крупных городов России сетью высокоскоростного движения позволит в значительной мере повысить мобильность населения и доступность транспортных услуг, что является основными целями Транспортной стратегии Российской Федерации.

Только факты

Строительство новой железнодорожной магистрали Москва — Казань протяженностью 770 км с максимальной скоростью движения до 400 км/час является первым этапом организации высокоскоростного движения в России. Реализация Проекта позволит удовлетворить растущий спрос населения семи регионов России: Москвы, Московской, Владимирской, Нижегородской областей, Республики Чувашии, Республики Марий Эл и Республики Татарстан с общей численностью  населения 29,5 млн чел. на пассажирские перевозки, сэкономить время пользователей трассы и предоставить качественно новый уровень обслуживания.

Время в пути от Москвы до Казани по новой линии составит 3,5 часа, вместо 14 часов. От Москвы до Нижнего Новгорода — 2 часа, вместо 4 часов. В часовой доступности от Нижнего Новгорода окажутся Чебоксары, путь до которых на поезде в настоящее время занимает более 6,5 часов. По прогнозам, к 2020 г. пассажиропоток составит около 10 млн пассажиров в год, а к 2030 г. превысит 17 млн.

Социально-экономические эффекты

По масштабности, охвату территорий и влиянию на их социально-экономическое развитие Проект строительства ВСМ Москва — Казань относится к категории проектов общегосударственного значения.

Проект ВСМ Москва — Казань — это принципиально новый высокотехнологичный проект, при реализации которого будут использованы современные материалы и технологии, что создаст предпосылки для развития наукоемких отраслей с высоким уровнем добавленной стоимости. Влияние создания системы высокоскоростного железнодорожного сообщения на социально-экономическое развитие страны (макроэкономические эффекты, такие как стимулирование развития хозяйственного комплекса субъектов РФ, улучшение экономического рейтинга для привлечения инвестиций и другие) значительно превысит инвестиции в реализацию Проекта. В том числе строительство ВСМ Москва — Казань позволит получить следующие социально-экономические эффекты:

— создание новых рабочих мест: на стадии строительства будет создано более 370 тыс. рабочих мест в различных отраслях экономики, из них 120 тыс. — в регионах прохождения трассы, в том числе 155,2 тыс. — в обрабатывающей промышленности. На стадии эксплуатации будет создано 5,6 тыс. рабочих мест, непосредственно занятых в перевозках на ВСМ, и 174,5 тыс. рабочих мест в смежных отраслях;

— совокупный прирост ВВП за счет эффектов от реализации Проекта в период 2019-2030 гг. составит 7,2 трлн руб. Мультипликативный эффект на этапе эксплуатации сгенерирует бюджетный эффект в виде дополнительных налоговых поступлений в бюджеты всех уровней за период 2019-2030 гг. в размере 1,5 трлн руб., что превышает полную стоимость реализации Проекта.

Прогноз пассажиропотока

Прогноз был построен исходя из трех основных параметров. Первый компонент — общий прирост транспортной подвижности населения. Здесь учитывается как динамика пассажиропотока за 10 лет, так и прогноз прироста численности населения. Второй компонент — это переключение с других видов транспорта. Он рассчитывался на основе данных европейских ВСМ. Третий компонент — это индуцированный спрос, который базируется на предоставлении услуги с лучшим соотношением времени, комфорта и стоимости проезда и ликвидации инфраструктурных разрывов. Причем нами были составлены два прогноза — оптимистичный и пессимистичный, и оба они являются достаточным обоснованием для строительства ВСМ.

Прогнозный годовой пассажиропоток к 2020 г. составит 10,5 млн чел., в том числе 3,8 млн чел. по направлению Москва — Нижний Новгород и 2,3 млн чел. по направлению Москва — Казань. Для целей настоящего Инвестиционного меморандума за базу всех расчетов был принят пессимистичный прогноз пассажиропотока.

2020   2019   2018   2017   2016   2015   2014   2013   2012   2011   2010   0