АО «Скоростные магистрали»
Рус / Eng

СМИ о нас

31 января 2014

Из Москвы в Казань - за 3,5 часа

Строительство высокоскоростной магистрали подстегнет рост экономики, сделает регионы более привлекательными для жизни и инвестиций.
Проект строительства высокоскоростной магистрали (ВСМ) Москва — Казань "полностью готов для одобрения правительством и дальнейшей реализации", заявил на днях министр транспорта Максим Соколов. Напомним, будущее магистрали должно определиться до конца марта. Планировалось, что поезда по ВСМ полетят уже в 2018 году. Однако правительство пока не решило, выделять ли средства из Фонда национального благосостояния для софинансирования строительства.
Тем не менее в конце прошлого года, когда Кабмин утверждал инвестиционную программу РЖД, президенту компании Владимиру Якунину удалось отстоять строчку в бюджете на строительство ВСМ без указания конкретной суммы. Иначе даже в случае принятия положительного решения начать работы было бы невозможно.
Поддержав предложение главы РЖД и заметив, что ВСМ Москва — Казань остается приоритетным проектом, правительство попросило еще раз проработать его финансово-экономическое обоснование. По итогам этой работы и должно быть принято окончательное решение.
Осторожность чиновников понятна: пока экономика в стагнации, а бюджет страны верстается с дефицитом, велико желание отложить масштабный проект до лучших времен. Тем более что в России подобные магистрали никогда не строились — тут можно опираться только на сделанные расчеты и опыт других стран. Но, с другой стороны, времена никогда не бывают простыми. И именно масштабные стройки и у нас, и за рубежом всегда помогали оживить экономику.

ДОРОГИ РАЗВИТИЯ

Проект строительства сети скоростных железных дорог прорабатывался еще в советские времена: в 1984 году между Москвой и Ленинградом пошли поезда ЭР-200. Планировалось, что в начале 2000-х они соединят столицу с Киевом, Минском, курортами Кавказа и другими крупными городами. Но перестройка и развал Союза случились раньше. ЭР-200 успел безнадежно устареть, а планы так и остались на бумаге.
Сегодня высокоскоростные магистрали работают в 14 странах. Мировой опыт показывает, что с ВСМ меняются целые города, создаются новые агломерации (промышленное, транспортное и культурное объединение городов, расположенных близко друг к другу). Уровень мобильности населения, а значит, и экономическая активность там в несколько раз выше, чем у нас.
России, с ее-то расстояниями и возможностями, как говорится, сам бог велел. Тем не менее сегодняшние споры — нужна нам ВСМ или нет — порой напоминают те, что были еще на заре железнодорожной эры. В 40-е годы ХIХ века многие тоже считали, что "чугунка" между Петербургом и Москвой — затея многозатратная и бесперспективная. Уж лучше развивать гужевой транспорт — дешево, доступно, сердито.
Нынешние скептики упирают на то, что срок окупаемости проекта растянется на несколько десятилетий. К тому же якобы ВСМ мало что даст для развития регионов, по территории которых она пройдет.
Однако эксперты фонда "Центр стратегических разработок", Института народно-хозяйственного прогнозирования РАН, Гайдаровского института, Института экономики и развития транспорта, которые занимались детальной оценкой экономического эффекта от строительства ВСМ, сделали совсем другие выводы.

БЛИЖЕ К СТОЛИЦЕ

Несмотря на то, что магистраль действительно окупится не сразу, положительное воздействие на экономику страны мы ощутим уже на этапе строительства (см. "Только цифры"). А когда ВСМ заработает, она здорово изменит жизнь всех семи регионов, что лежат на ее пути.
— Проект предполагает строительство новых отдельных путей и другой инфраструктуры для высокоскоростного движения, — напоминает вице-президент фонда "Центр стратегических разработок" Владимир Косой. — Поэтому на существующей сети железных дорог значительно возрастет пропускная способность для перевозки грузов.
А на самой ВСМ предполагается использовать два типа составов — те, что соединят Москву с Нижним Новгородом и Казанью напрямую, и так называемые ускоренные региональные поезда. Они повезут пассажиров на короткие расстояния, в пределах часа езды.
— Мы подсчитали эффект от перевозок и между конечными пунктами магистрали, и на короткие расстояния, — продолжает Владимир Косой. — Так, например, ускоренный поезд Москва — Владимир с остановками только в Ногинске и Орехово-Зуеве будет находиться в пути всего 57 минут. Соответственно до подмосковных городов можно будет добраться еще быстрее, всего за 15 — 20 минут. Это приведет к тому, что до 30% людей, которые сейчас из Ногинска и Орехово-Зуева в столицу и обратно ездят на личном транспорте, пересядут на ВСМ.
Разгрузка задыхающихся от пробок автодорог — это только часть дела. ВСМ приблизит к столице города среднего и дальнего Подмосковья.
— Владимир, по сути, тоже окажется частью Московской агломерации, — рассказывает Владимир Косой. — А это означает и увеличение туристического потока, и то, что все названные города станут более привлекательными для жизни, то есть вправе рассчитывать на оживление рынка недвижимости, жилищного строительства, появление новых предприятий и так далее.
По мнению эксперта, то же самое можно сказать про участок Дзержинск — Нижний Новгород, а в перспективе и Казань — Набережные Челны.
— По всем регионам будет очень серьезный прирост и бюджетных поступлений, и занятости населения, — уверен Владимир Косой. — А производительность труда возрастет на проценты. Потому что мировой опыт показывает: в крупных агломерациях она значительно выше, чем в слабонаселенных территориях.
Дальше несложно понять, что изменение производительности труда приведет к резкому изменению всех экономических показателей региона.
То есть проект строительства ВСМ многократно окупаем.

ВОПРОС НА ЗАСЫПКУ

Сколько будет стоить билет?
Планируется, что в поездах будет четыре класса. То есть все пассажиры будут ездить с одинаковой скоростью, но с тем комфортом, который каждый себе может позволить. В компании "Скоростные магистрали" рассчитали, что в среднем цена билета составит 4 руб. за километр. Получается, билет от Москвы до Казани может стоить примерно 3 тысячи рублей.
При этом экономкласс будет стоить дешевле — на уровне сегодняшней цены плацкартного билета на соответствующее расстояние.
ТОЛЬКО ЦИФРЫ
150 млрд. руб. — такой будет прибавка валового регионального продукта в областях и республиках, через которые пройдет ВСМ, уже на этапе строительства. Еще 400 млрд. руб. — в других регионах страны; 1,5 трлн. руб. превысят налоговые поступления по завершении строительства, в 2019 — 2030 гг. Это больше, чем стоимость строительства магистрали; 6,85 трлн. руб. составит совокупный прирост ВВП при эксплуатации магистрали в 2020 — 2030 гг.

Источник: http://www.murmansk.kp.ru/daily/26188/3076611/







2020   2019   2018   2017   2016   2015   2014   2013   2012   2011   2010   0