АО «Скоростные магистрали»
Рус / Eng

СМИ о нас

30 января 2014

ВСМ Москва–Казань сдвигают с мертвой точки

Первый участок ВСМ Москва-Казань до города Владимира будет построен за счет средств РЖД и Фонда национального благосостояния (ФНБ). Другие три участка до Казани возведут с привлечением концессионеров, которые получат от государства субсидии, гарантии и, возможно, налоговые льготы. Так в общих чертах выглядит новая модель инвестиционного меморандума ВСМ Москва-Казань общей стоимостью 1,068 трлн рублей. ОАО «РЖД» уже направило его в правительство и после утверждения готово приступить к реализации проекта. Об этом стало известно в ходе прошедшего вчера в издательском доме «Гудок» заседания круглого стола с участием первого вице-президента ОАО «РЖД», генерального директора ОАО «Скоростные магистрали» Александра Мишарина и большого числа экспертов.

ВСМ разделили на участки

Окончательное решение по проекту должно быть принято весной. Во всяком случае, до этого времени правительство откладывало его рассмотрение в конце прошлого года, ссылаясь на непроработанность проекта, сомнения в стоимости и схемы возврата инвестиций. После этого ОАО «Скоростные магистрали» спешно приступило к исправлению ошибок в расчетах.

В результате уже появились первые позитивные сигналы. Как сообщил «Эксперт Online» один из высокопоставленных чиновников в ОАО «РЖД», от имени первого заместителя министра экономики России Андрея Клепача уже поступило письмо о том, что в целом ведомство согласно с расчетами стоимости проекта. Недавно обоснование инвестиций ВСМ Москва-Казань, проведенное институтом «Ленгипротранс» и Центром стратегических разработок, подтвердили и три независимые аудиторские организации. Это тоже вселяет в руководство РЖД надежду на скорейшее одобрение проекта правительством и утверждение президентом.
«ВСМ в любой стране вызывает большой общественный, деловой интерес, в том числе на высоком политическом уровне, — ответил Александр Мишарин. — Россия не исключение. С той лишь разницей, что в других странах разговоры о ВСМ быстро приводили к их строительству, а у нас этого до сих пор не произошло. Однако прошлый год стал прорывным».

РЕКЛАМА
Он напомнил, что в прошлом году президент принял решение о создании сети ВСМ в стране, в том числе за счет средств ФНБ. Впервые ВСМ Москва-Казань была включена в важные документы правительства: «Прогноз социально-экономической страны до 2030 года» и актуализированную «Транспортную стратегию до 2030 года».

«На "пилотный" участок Москва-Владимир уже получено заключение Главгосэкспертизы, в феврале мы его получим на другие участки дороги», — заверил Александр Мишарин.

Перевозчик желает гарантий


Согласно новой инвестиционной модели, при строительстве ВСМ Москва-Казань впервые в истории РЖД с советских времен будет применена концессионная схема. Напомним, что правительство уже одобрило проект закона о внесении изменений в концессионное законодательство: многие процедуры для инвесторов будут упрощены, а сами они будут получать больше госгарантий.


Протяженность первого участка Москва-Владимир составит 187 километров, а стоимость — 191,9 млрд рублей. Он будет построен на средства РЖД и государства. Стоимость второго-четвертого участков (Владимир-Нижний Новгород-Чебоксары-Казань) общей протяженностью 583 километра составит 685 млрд рублей. Это будут уже средства концессионеров, которые будут определены по результатам конкурса. При этом в роли концессионера может выступить и РЖД или его дочерняя компания. Предполагается, что концессионеры вложат собственных средств 43 млрд рублей, 225 млрд привлекут в качестве долгосрочных кредитов, еще 100 млрд — за счет выпуска инфраструктурных облигаций.

Дробить проект на участки понадобилось для того, чтобы вселить в инвесторов, которых на первой стадии беспокоить не планируется, большую уверенность для участия в последующих этапах.

«Схема концессии понятна инвесторам, она отработана на примере платных автодорог, — пояснил Александр Мишарин. — Надо только внести уточнения в связи с особенностью проекта, чтобы перевозчик имел тоже свои гарантии. А первый этап мы реализуем сами, поскольку концессия занимает больше времени для подготовки, проведения конкурса и т. д.».

Особенность же в том, что ОАО «РЖД» как основной перевозчик будет платить инвесторам и государству за проезд по трем участкам, построенным на условиях концессии.


Дорогие кредиты, большие налоги


Впрочем, некоторые эксперты сомневаются, что при нынешней фискальной и кредитной политике можно будет привлечь концессионеров к участию в эпохальном проекте. Инвестиционная модель предполагает привлечение инвесторами кредитов под 9% сроком на 20 лет, в то время как сейчас коммерческие банки кредитуют бизнес начиная от 15%. Первый заместитель председателя комитета Государственной думы по вопросам собственности Валерий Селезнев уверен, что государству следует участвовать в создании ВСМ Москва-Казань не только деньгами, но и снижением налоговой и таможенной нагрузки и для потенциальных инвесторов, и для подрядчиков.
«Нам надо совместно с Центробанком вносить изменения в банковское законодательство, добиться, чтобы госбанки снижали ставку рефинансирования для коммерческих, а те уже более охотно кредитовали бы бизнес», — заявил депутат.

Валерий Селезнев также полагает, что пора уже принять и специальный закон по налогообложению для проекта ВСМ Москва-Казань, аналогичный тому, который был принят для возведения олимпийских объектов в Сочи.
«Речь идет об обнулении ставки НДС при использовании железнодорожной инфраструктуры, о том, чтобы не относить к прибыли бюджетные субсидии на проектирование, строительство и эксплуатацию этих объектов. А то сейчас ситуация патовая: средства еще не получены, а налоги с них уже надо возвращать, — говорит Валерий Селезнев. — Также надо освободить от налога на имущество объекты железнодорожной инфраструктуры в рамках этого проекта».
Александр Мишарин пояснил, что в данном случае речь идет не о преференциях для РЖД, а о выравнивании условий:
«У нас же обнулены ставки на имущество платных автодорог, речных причалов, другой инфраструктуры, также и здесь можно сделать равные условия».
По мнению Валерия Селезнева, в порядок следует привести и таможенную политику, что очень важно для подрядчиков:
«В некоторых отраслях у нас ввоз комплектующих облагается большей таможенной пошлиной, чем ввоз готовой продукции из них же. Это никак не способствует локализации производств на территории России. А нам надо, чтобы вложения в ВСМ Москва-Казань работали на российскую экономику, а не на чужую. С этим нельзя мириться, надо, чтобы зарубежные компании были заинтересованы в открытии производств в России».
Впрочем, эксперты сошлись во мнении, что инвесторам и подрядчикам могут оказать существенное содействие власти тех регионов, по территории которых пройдет ВСМ. У них есть механизмы и для снижения ставки налога на прибыль (региональной части), налога на имущество.

«Они могут оказывать административную поддержку, помогая сокращать сроки регистрации предприятий, содействуя снижению подключения к энергосетям и многое другое. Такой проект можно реализовать лишь при общих усилиях», — резюмировал Селезнев.
Если не считать фискальных рисков, то в остальном Александр Мишарин не видит больших проблем с реализацией амбициозного проекта. В частности, в Госдуме рассматривается инициированный РЖД законопроект об упрощенном изъятии земель для нужд ВСМ Москва-Казань. Предполагается, что, когда станут известны точные координаты трассы, продавать земли на этой территории можно будет только по средневзвешенной цене за последние десять лет.

«Это отобьет охоту у спекулянтов скупать сейчас земли. Обычно игроки земельного рынка сразу делают это, как только становится ясно, где пройдет магистраль», — отметил Валерий Селезнев.

Для решения этой проблемы Минтранс уже подготовил изменения в региональные документы территориального планирования. Согласно им определены свободные ныне участки, на которых запрещена продажа или долгосрочная аренда под любые не связанные с ВСМ цели, а также те, которые подлежат изъятию. Александр Мишарин добавил, что во всех заинтересованных регионах уже действуют рабочие группы, которые готовят документы на изъятие земель для государственных нужд в федеральную собственность.


Общество довольно, промышленники ждут
Попутным ветром служит пока РЖД и общественное мнение. Как пояснила руководитель направления бизнес-исследований ВЦИОМ Элла Борисова, 85% опрошенных жителей прилегающих к будущей ВСМ Москва-Казань городов поддерживают проект и готовы использовать скоростные экспрессы в качестве основного вида транспорта.
Она отметила, что на сегодняшний день показатели мобильности жителей России весьма низкие: около 47% не выезжали в другие города за последние два года.


«В этом смысле ожидания от ВСМ связаны с тем, что в стране появится возможность быстро и, главное, недорого перемещаться, — пояснила Элла Борисова. — Согласно исследованиям ВЦИОМ, примерно 10% респондентов ответили, что ВСМ, безусловно, поспособствует тому, что они будут чаще ездить на спортивные и культурные мероприятия, а 40% ответили "скорее, да". В итоге около 50% респондентов связывают свою мобильность с таким проектом, как ВСМ».
Однако она отметила, что опрошенные эксперты более сдержанны в оценках.

«Они считают проект успешным, если будут соблюдены некоторые условия. А именно: построены ответвления от основной магистрали в крупные населенные пункты, если она будет увязана с аэропортами, а лучше с хабами, а главное, если будет устойчивое финансирование», — резюмировала Элла Борисова.
Вице-президент Объединения производителей железнодорожной техники Сергей Палкин сообщил, что промышленникам уже давно не терпится взяться за дело. Вагоностроители и производители локомотивов, другие автотранспортные и строительные организации уже модернизировали производства, освоили новые технологии, и теперь бы самое время поскорее окупить вложения за счет столь масштабного проекта. Особенно истомились в ожидании металлурги, у которых в последний год дела обстояли неважно с экспортом.
«Мы даже освоили технологию, которой нет ни у кого в мире: создание 800-метрового рельса, — удивил Сергей Палкин. — Так что все у нас готово, мы ждем только уже технических параметров на рельсы, техзадание на другую продукцию».


Плюс 7 трлн к ВВП

Куда более важными в РЖД считают другие экспертные мнения, а именно заключения о степени эффективности проекта, которые сделали ЦСР и Институт имени Гайдара.

Вице-президент фонда «Центр стратегических разработок» Владимир Косой сообщил, что анализ инвестпроекта ВСМ Москва-Казань они делали по методике оценки межотраслевого баланса, которую использует Минэкономразвития при составлении долгосрочных прогнозов. А также использовали методику Всемирного банка.

В итоге, по среднему расчету экспертных организаций, совокупный прирост ВВП с 2019 по 2030 годы (предполагаемый первый период использования проекта ВСМ) составит 6,85 трлн рублей. Дополнительные налоговые поступления в бюджет составят 1,5 трлн рублей.

«Наше исследование позволило развеять ряд мифов, которые мы учитывали перед тем, как приступить к работе, — пояснил Владимир Косой. — Первый, это что в России ВСМ невыгодны, поскольку у нас низкая плотность населения. Так вот, напротив, именно у нас и выгодны ВСМ, поскольку в той же Германии средняя длина станций составляет 5-7 км, у нас в десять раз больше из-за концентрации людей в крупных городах. Следовательно, спрос на скоростные перевозки выше. Второй миф в том, что ВСМ "убьет" пригородные направления, электрички. Напротив, она позволит разгрузить основные магистрали и увеличить их пропускную способность».

Третий миф, который развеяли эксперты, касается снижения числа авиаперевозок. В том, что и этого не произойдет, Владимир Косой тоже уверен, поскольку средняя эффективная длительность полета в России составляет до 3 тыс. километров, а длина ВСМ не превысит и тысячи.
«Но главное, что для государства этот проект является суперэффективным, поскольку все расчеты показывают многократную возвратность вложений», — заверил Владимир Косой, рассчитывая, что правительство как можно скорее уделит должное внимание этому проекту.

Источник: http://expert.ru/2014/01/30/vsm-moskva-kazan-sdvigayut-s-mertvoj-tochki/


2020   2019   2018   2017   2016   2015   2014   2013   2012   2011   2010   0