АО «Скоростные магистрали»
Рус / Eng

СМИ о нас

28 января 2011

«Скоростные планы»

РЖД планирует за 4 года построить скоростную магистраль, которая свяжет Москву и Санкт-Петербург. Предполагаемое время в пути составит 2,5 часа, скорость поезда — до 400 км/ч. Для осуществления проекта необходимо найти около 1,2 трлн рублей.
28.01.2011 Статьи и Новости
Эксплуатацию высокоскоростной железнодорожной магистрали между Москвой и Санкт-Петербургом планируется начать в 2017 году
Фото: siemens.com

«До 2017 года мы рассчитываем пустить в эксплуатацию высокоскоростную железнодорожную магистраль Москва — Санкт-Петербург ВСЖМ-1», — сообщил журналистам на пресс-конференции генеральный директор ОАО «Скоростные магистрали» Денис Муратов.

По его словам, проведение предварительного тендера на выбор подрядчика по проекту запланировано на начало марта этого года, затем в течение 1-1,5 лет будут вестись тендерные процедуры для инфраструктурных провайдеров, их окончание намечено на конец 2012-2013 годов. К декабрю 2011 года планируется завершить необходимые экономические расчеты и подготовку к резервированию и выкупу земель, по которым пройдет дорога.

Ориентировочная стоимость 1 км пути, по мнению Муратова, составит в среднем от 14 млн евро до 22 млн евро. «В настоящее время, проведя многофакторный анализ, мы понимаем, что в зависимости от рельефа стоимость одного километра варьируется от 14 до 50 млн евро», — сказал он, пояснив, что средняя стоимость одного километра пути составляет 14-22 млн евро. При этом гендиректор пояснил, что стоимость всей трассы может составить примерно 10-15 млрд евро, уточнив, что в эту сумму не входят, в частности, средства, необходимые на выкуп земли. Предполагается, что для реализации проекта потребуется выкупить около 8 тыс. га земли, ориентировочно на сумму 50 млрд рублей.

«Мы провели консультации со всеми ведущими банками Европы и мира в целом», — сказал Муратов и добавил, что, скорее всего, в финансировании проекта будет участвовать консорциум банков, в основе которого будут находиться крупные финансовые институты, как, например, ЕБРР или Всемирный банк. В РЖД полагают, что экономический эффект от сокращения времени пути от Москвы до Санкт-Петербурга может достигнуть 62,5 млрд рублей, а совокупный эффект от строительства — 1,8 трлн рублей.

Говоря о планах строительства ВСЖМ-2, Дмитрий Муратов отметил, что работы могут вестись параллельно с ВСЖМ-1, «если страна справится с такой нагрузкой». Высокоскоростная железнодорожная магистраль-2 будет соединять Москву, Владимир, Нижний Новгород, Казань и Екатеринбург. Кроме того, дорога может иметь ответвления до крупных городов Уральского региона — Перми, Уфы, Челябинска, Тюмени, Нижнего Тагила, а также до Самары. Скорость движения по магистрали составит 350-400 км/ч, таким образом, до Москвы из Екатеринбурга можно будет доехать за 5-6 часов. Стоимость строительства оценивается в 2,5-3 трлн рублей.

На строительство ВСЖМ-1 потребуется около 4 лет. Согласно презентации проекта, на ней предполагается курсирование 42 пар поездов в сутки, которые смогут преодолевать расстояние за 2 часа 30 минут, развивая максимальную скорость до 400 км в час. Прогнозируемый объем перевозок составит более 14 млн человек в год.

По мнению Александры Лозовой, заместителя начальника аналитического отдела «Инвесткафе», скоростной железнодорожный транспорт вполне способен на равных конкурировать с другими видами транспорта. «Авиаперевозчики перевезли в 2010 году максимальное количество пассажиров за последние 18 лет. А объем перевозок железнодорожным транспортом дальнего следования продолжает сокращаться, — напоминает она. — Это связано с существенно повысившимися тарифами за перевозку при сохранении на многих направлениях довольно посредственного качества. РЖД без сомнения может повысить объем перевозок пассажиров, предложив рынку высокоскоростной транспорт, доступный по цене. Яркий пример тому — «Сапсаны». Несмотря на то, что стоимость билетов в них сравнима, а порой и превышает авиабилеты, этот проект является для РЖД прибыльным».

Аналитик полагает, что реализация этого, одного из самых масштабных, проектов РЖД позволит извлечь ряд существенных социально-экономических выгод, в частности объединить две российские столицы в единый агломерат, развить регионы между столицами и повысить их уровень жизни, а также сформировать и развить единые системы интермодальных комплексов «аэропорты — ВСЖМ — городской транспорт».

«Наличие высокоскоростных магистралей в России, где расстояния между крупными городами достигают многих сотен километров, теоретически могло бы дать мощный импульс экономическому развитию страны за счет резкого повышения мобильности населения, — соглашается эксперт департамента оценки «2К Аудит — Деловые консультации / Morison International» Петр Клюев. — Но инфраструктурные проекты очень долгосрочные и являются очень рискованными с точки зрения окупаемости во всех странах. Поэтому целесообразность строительства ВСМ между Москвой и Санкт-Петербургом находится под большим вопросом».

Как напоминает Клюев, по оценкам РЖД окупаемость ВСЖМ между Санкт-Петербургом и Москвой составит не менее 25 лет (при этом загрузка должна составить не менее 70-80%), а может превысить 30 или даже 35 лет. «Понятно, что инвестором может выступить либо государство напрямую, либо крупные государственные институты развития. Вероятность того, что в этот проект захотят вложиться крупные частные инвесторы, крайне низка, — говорит аналитик. — К тому же, вряд ли загрузка данной ВСМ составит 70-80%, популярность тех же «Сапсанов» у населения невелика, а стоимость билетов слишком высока. Намерение удешевить проект в три раза по сравнению с его первоначальной стоимостью за счет использования зарубежного опыта и современных технологий вызывает большие сомнения. В России в большинстве случаев в процессе реализации стоимость проектов резко увеличивается, а не наоборот».

Более оптимистичен ведущий эксперт УК «Финам Менеджмент»Дмитрий Баранов. По его мнению, для успешной реализации проекта необходима тщательная проработка технического задания, качественная разработка проекта и предварительный анализ всех возможных «трудных» мест с различными вариантами их решения. Кроме того надо провести кропотливый выбор профессиональных исполнителей, заранее найти решение всех финансовых вопросов, согласовать со всеми заинтересованными сторонами строительство магистрали, включая население территорий по которым пойдет дорога. «При полном учете этих факторов, можно рассчитывать если и не на 100% результат, то по крайней мере на 99,99%, то есть дорога будет построена, но у нее возможны мелкие недоделки, которые не влияют на ее эксплуатацию и могут быть устранены позднее», — полагает аналитик.

По его мнению, ВСМЖ не надо «выигрывать» никакую борьбу с другими видами транспорта, это не спортивное состязание, достаточно быть прибыльным. «Это вполне осуществимо, потому что всегда будут люди, которые предпочтут поезд, как по причине аэрофобии, так и из-за удобства, желания увидеть страну, более низкой цены, безопасности и других причин», — говорит Дмитрий Баранов. Что касается финансирования проекта, то, отмечает аналитик, здесь все зависит от условий. «Скорее всего, это будут консорциумы банков-кредиторов, их будет много, а значит, риски будут разделены между всеми, в этих условиях банки вполне в состоянии вложить в такой проект свои средства, — полагает он. — Кроме того не исключено, что часть средств на строительство будет выделено из бюджета, а также в финансировании примут участие госбанки, для которых вопрос рисков не является столь острым, по сравнению с частными банками».


2024   2023   2022   2021   2020   2019   2018   2017   2016   2015   2014   2013   2012   2011   2010   0