АО «Скоростные магистрали»
Рус / Eng

14 апреля 2014

Российский поезд в будущее

Вице-президент ОАО РЖД Александр Мишарин объясняет, как высокоскоростная железнодорожная магистраль Москва-Казань станет основой социальных изменений в России.

В 1960-х годах наиболее прогрессивные железнодорожные страны (Япония, Франция, Германия) сделали ставку на развитие новых технологий. Железная дорога казалась им рудиментом прошлого, а достигнутая поездом максимальная коммерческая скорость 210 км/ч считалась пределом мечтаний. 

В этот период японцы и немцы начали разработку поездов на магнитной подушке, а французы — на воздушной. Однако "аэропоезда" так никогда и не "взлетели", за исключением небольшого участка на магнитной подушке в Шанхае. Вместо них "полетели" высокоскоростные поезда: в 1981 году была достигнута скорость 260 км/ч, в 1989-м — 300 км/ч, а в 2007-м был поставлен рекорд — 574 км/ч. 

Благодаря высокоскоростной железнодорожной революции изменения происходят и в социальной жизни всего региона METR (Middle East, Europe, Turkey, Russia). Прежде всего эти изменения касаются свободы перемещения: скоростные и высокоскоростные поезда в несколько раз увеличили мобильность населения на расстояниях от 100 до 800 или даже 1000 км. 

Применительно к нашей стране получается интересная с исторической точки зрения ситуация. Первые железные дороги в России были построены при Александре II, чтобы освободить крестьян от привязанности к земле, предоставив им возможность переехать в новые индустриальные центры. Однако в результате одно крепостное право сменило другое: теперь люди вынужденно переселяются в крупные города, где больше возможностей реализовать себя. Новые высокоскоростные железные дороги позволят вновь освободить людей, одновременно вдохнув жизнь в большое количество малых и средних городов. 

Инициированный президентом Путиным проект создания высокоскоростной железнодорожной магистрали (ВСМ) Москва-Казань как раз и должен стать основой новых социальных изменений в России. Мы говорим о ВСМ Москва-Казань как о потенциальном метро или пригородной электричке агломераций будущего. Дело в том, что на скорости 300-350 км/ч населенные пункты, находящиеся на расстоянии до часа езды, становятся остановками будущей Большой Москвы, Большой Казани, Большого Нижнего Новгорода. Причем значение этих населенных пунктов-остановок не только не снижается, но и, наоборот, резко увеличивается. Ведь в сегодняшних российских условиях как раз эти расстояния, от 50 до 400 км, являются наиболее сложными. Преодолевать такие расстояния каждый день одинаково долго и трудно как на машине, так и на поезде. Из-за этого зарплатный и социальный уровень населения резко снижается на указанных расстояниях, а наиболее активные граждане пытаются оттуда уехать ближе к центру. Соответственно, когда через эти станции пройдет ВСМ, они получат второе дыхание — процесс миграции населения в крупные города остановится. Так же как жители Лиона или Турина приезжают на работу в Париж или Милан, жители Владимира или Петушков смогут за счет ВСМ добираться в Москву или Нижний Новгород менее чем за час (на сегодня это в среднем 2,5-3 часа). То есть фактически это и будет новое высокоскоростное метро с интервалами движения 4-6 минут. 

Благодаря ВСМ в ряде стран Европы, в частности в Испании и Франции, наметилась центробежная тенденция. Люди стали переезжать в небольшие населенные пункты, находящиеся на расстоянии до 1,5 часа езды высокоскоростным поездом от крупных центров. Среди преимуществ жизни в провинции выделяют и хорошую экологию, и более низкие цены, причем в случае с недвижимостью разница может быть существенной. Семья со средним достатком, приобретая квартиру в 20 минутах езды от центра Москвы на высокоскоростном поезде (это 80-100 км), будет выплачивать ипотеку от двух до пяти лет. Ипотеку за квартиру в самой Москве, но на таком же расстоянии от центра по времени езды придется выплачивать в течение 30 лет. Таким образом, люди смогут покупать или нанимать за меньшие деньги более качественное жилье. Соответственно, вполне нормальным становится жить там, где более комфортно, а работать, где больше платят. 

Новая волна социальных изменений коснется и более обеспеченных слоев населения. Дело в том, что стоимость участка земли во Владимирской или Нижегородской области несопоставима с ценами в ближнем Подмосковье. При этом с точки зрения транспортной доступности после реализации проекта ВСМ от центра Москвы эти места окажутся примерно на одинаковом расстоянии. 

Благодаря ВСМ офисы крупных компаний, предприятия, университеты, выставочные центры смогут переехать на расстояние в 1-1,5 часа езды от центральных станций "высокоскоростного метро". Очевидно, что ВСМ станет прекрасным инструментом децентрализации деловой активности и, соответственно, снижения нагрузки на инфраструктуру крупных городов. Кстати, именно из-за транспортной проблемы до сих пор не сдвинулась с места идея переезда части госаппарата за пределы Москвы. 

Одновременно, как показывает европейский опыт, за счет остановок "высокоскоростного метро" повышается качество жизни в маленьких городках, поскольку люди из крупных городов или работающие там нуждаются в более качественном сервисе. Появится платежеспособный спрос, который, в свою очередь, даст толчок развитию в этих населенных пунктах образования и медицины, а также сферы услуг. То есть в конечном счете появится большое количество возможностей для развития малого и среднего бизнеса. 

Наличие интернета уже позволило крупным корпорациям переместить свои центры обслуживания в регионы. С появлением ВСМ в регионы уйдет и определенная часть профессионалов. Они смогут доехать до клиента за время, которое сегодня уходит на стояние в городских пробках. 

"Высокоскоростное метро" Москва-Казань даст людям возможность больше зарабатывать и лучше использовать свободное время — путешествовать. Житель Нижнего Новгорода сможет в течение дня съездить посмотреть Казанский кремль и вернуться обратно, потратив на дорогу в общей сложности три часа. ВСМ Москва-Казань откроет доступ к красивым городам-станциям, достаточно сказать о городах Золотого кольца. В Европе ВСМ во многом вдохнула новую жизнь в ряд бывших промышленных центров. В частности, власти французского Лилля пролоббировали строительство ВСМ через свой город, что обеспечило им полмиллиона туристов ежегодно — в 15 раз больше, чем было до этого. 

Причина успеха ВСМ в регионе METR связана не только с социально-экономическими, но и с иными, в том числе экологическими, факторами. Поезд, идущий со скоростью до 320 км/ч, поглощает менее 1 л топлива на пассажира, что в четыре раза меньше уровня энергопотребления автомобиля и в семь раз меньше, чем у самолета при прохождении равного расстояния. Что касается атмосферных выбросов, то на ВСМ они в несколько раз меньше, чем в авиации. Причем в случае использования чистой энергетики этот показатель может быть ниже и в 100 раз. 

Самая протяженная железнодорожная сеть в регионе METR принадлежит РЖД. Разумеется, это дает нам ряд преимуществ с точки зрения возможности транспортировки грузов как внутри страны, так и в рамках международной торговли. Однако, если мы хотим получить существенную долю транспортного пирога, в том числе от трафика между Европой и Азией, необходимо в несколько раз увеличить скорость и надежность доставки грузов. В связи с этим по инициативе президента Путина начались проекты модернизации Транссибирской и Байкало-Амурской магистралей. 

Разумеется, проект ВСМ тоже должен способствовать повышению конкурентоспособности российской транспортной системы. Он позволит существенно снизить нагрузку и риски на существующих линиях из-за использования их различноскоростными поездами. В связи с этим Транспортная стратегия России до 2030 года предусматривает строительство более 7000 км скоростных и более 4000 км высокоскоростных линий. В настоящее время начинается реализация пилотного проекта ВСМ Москва-Казань. Кроме того, планируется продление этой линии до Екатеринбурга, а также строительство линии от Москвы до Санкт-Петербурга. Особенно значимой, в том числе и с геополитической точки зрения, становится строительство ВСМ Москва-Адлер с возможностью ее продления до Севастополя.

Справка:

Александр Мишарин — первый вице-президент ОАО "Российские железные дороги" (РЖД). Курирует проект создания сети высокоскоростных железнодорожных магистралей в Российской Федерации. 

Родился в 1959 году в Свердловске. Сделал карьеру в качестве железнодорожника, а затем — транспортного чиновника. Запустил проект по реформированию МПС, в ходе которого было создано ОАО "Российские железные дороги". При нем были запущены первые проекты создания платных автомобильных дорог.

С 2009 по 2012 год — губернатор Свердловской области. При нем в Верхней Пышме было запущено совместное предприятие Siemens и "Синара — Транспортные машины", на котором в том числе производятся электропоезда "Ласточка".

В 2012 году был назначен первым вице-президентом ОАО РЖД.

ОАО РЖД — одна из крупнейших российских государственных компаний, оператор сети железных дорог. Владеет 99% железнодорожных магистралей в России общей протяженностью более 85 тыс. км, станциями, вокзалами, депо и диспетчерскими системами. Также компании принадлежит около 20 тыс. локомотивов (около 90% всего локомотивного парка), более половины грузовых и большая часть пассажирских вагонов в России. По итогам 2012 года выручка ОАО РЖД составила 1540 млрд руб.


Источник: http://www.kommersant.ru/doc/2448368



2024   2023   2022   2021   2020   2019   2018   2017   2016   2015   2014   2013   2012   2011   2010   0