АО «Скоростные магистрали»
Рус / Eng

05 февраля 2014

Высокая готовность

Выступая перед участниками «круглого стола», первый вице-президент ОАО «РЖД» Александр Мишарин обратил внимание, что сегодня очень важно выстроить системное, профессиональное и экспертное обсуждение проекта создания национальной сети скоростного и высокоскоростного железнодорожного движения. Ведь именно за счёт комплексного подхода возможно достижение ожидаемых эффектов в результате появления в России самого экологичного и современного транспорта, который позволит пассажиру передвигаться со скоростью 300-400 км/ч.

Поэтому не случайно, что создание высокоскоростной сети уже предусмотрено в важнейших государственных документах: «Прогнозе социально-экономического развития России до 2030 года» и актуализированной «Транспортной стратегии до 2030 года». В рамках «Транспортной стратегии» и Генеральной схемы развития железных дорог предусматривается строительство более 4 тыс. км линий высокоскоростных магистралей (ВСМ) со скоростью до 400 км/ч и запуск почти 7 тыс. км линий скоростного движения до 200 км/ч. Также в прошлом году премьер-министром Дмитрием Медведевым утверждён сетевой план-график мероприятий по реализации первого пилотного проекта ВСМ Москва — Казань.

Принятые решения позволили ОАО «РЖД» и ОАО «Скоростные магистрали» приступить к разработке обоснования инвестиций в строительство ВСМ на восточном и южном направлениях (Москва — Казань — Екатеринбург и Москва — Ростов-на-Дону — Адлер). Обоснование инвестиций закончено, а по наиболее проработанному проекту ВСМ Москва — Казань уже получено положительное заключение Главгос-экспертизы.

Как отметил Александр Мишарин, впервые имеются полноценные документы, в которых не только обозначены основные направления прохождения ВСМ, но и определены варианты трасс, объёмы строительных работ и прогнозируемый пассажиропоток, что является базой для создания финансовой и организационно-правовой модели проектов.

Большая работа проведена и рядом таких крупнейших консалтинговых компаний, как «ПрайсвотерхаусКуперс», «МакКинзи», «Эрнст энд Янг», «Вегас Лекс» и фонд «Центр стратегических разработок», действующих как независимые консультанты и аудиторы. В результате многочисленных исследований были подтверждены объёмы капитальных вложений в строительство магистрали между Москвой и Казанью — 1,068 трлн руб. Согласно экспертным разработкам, значения объёмов пассажиропотока, доходности проекта и экономический эффект от его реализации находятся в среднем на одном уровне.

Результаты ценового и технологического аудита в этом месяце будут представлены в Открытое правительство. Обязательное условие резервирования и изъятия земельных участков под строительство ВСМ — их включение в схему территориального планирования в сфере федерального транспорта. В этой связи с министерствами и ведомствами проведена большая работа по подготовке необходимых документов, создана межведомственная группа по разработке и согласованию организационно-правовой и финансовой модели проекта, возглавляемая министром транспорта Максимом Соколовым.

Рядом ведущих институтов дана оценка мультипликативных эффектов от реализации проекта ВСМ Москва — Казань. Расчёты говорят о весомом вкладе проекта в увеличение ВВП в стране в целом и валового регионального продукта в частности. Только за первые 11 лет, с 2019 по 2030 год, дополнительный прирост ВВП составит более 7 трлн руб., а дополнительные доходы бюджета — около 2 трлн. Причём наибольшие доходы благодаря развитию сопутствующих отраслей и колоссальных агломерационных эффектов получат Владимирская и Нижегородская области с приростом ВРП на 75%. За счёт повышения транспортной доступности произойдёт развитие экономических и деловых связей между крупнейшими городами Поволжья. Данные оценки, отражённые в инвестиционном меморандуме проекта, были представлены для изучения в межведомственную рабочую группу в минувшем декабре, и в ближайшее время будет получено заключение для соответствующего доклада в правительство.

Между тем для принятия проектов, которые реализуются на 50-100 лет вперёд, всегда требуется серьёзная общественная подготовка, так было и с Транссибом, и с Николаевской дорогой в XIX веке. И согласно исследованию ВЦИОМа, сегодня налицо положительные результаты восприятия обществом проектов ВСМ. Как полагает руководитель направления бизнес-исследований ВЦИОМа Элла Борисова, такой крупный инфраструктурный проект уникален в том смысле, что децентрализует географию поездок населения, ныне ориентированную на столицу. В целом около 50% респондентов возлагают свои надежды на ВСМ как на уникальную возможность повышения своей мобильности, принимая во внимание значительное сокращение времени в пути и приемлемую стоимость поездки.

Всего же идею строительства ВСМ поддерживают 85% опрошенных на территориях, где планируется её прохождение. И почти 80% респондентов готовы использовать ВСМ в качестве основного вида транспорта. Более того, большинство населения считает оправданным такое строительство, даже несмотря на большие затраты.

Некоторые эксперты высказывают обеспокоенность возможными спекуляциями земельными участками, по которым пройдёт будущая магистраль. Как отметил первый заместитель председателя комитета Госдумы по вопросам собственности Валерий Селезнёв, опыт противодействия в этом направлении уже наработан, в том числе при подготовке Олимпиады в Сочи, и его просто надо закрепить на законодательном уровне. Речь идёт о введении системы упрощённой процедуры изъятия земель. Могут применяться и такие контрмеры, как продажа земли по средневзвешенной стоимости, к примеру, за последние 10 лет.

Одной из эффективных мер должны стать и региональные акты по резервированию земель. Кроме того, по словам Александра Мишарина, в ближайшее время будут утверждены изменения в схему территориального планирования, что позволит приступить к изъятию этих земель.

Сейчас уже вынесен на обсуждение проект федерального закона об особом порядке выкупа земель для строительства ВСМ в России. Кроме того, Минфином подготовлены изменения в Бюджетный кодекс в части установления налога на имущество с нулевой ставкой для проектов ВСМ.

И речь идёт не о льготах, а о выравнивании условий по отношению к другим видам транспорта, установлении общего порядка, повышающего эффективность реализации таких проектов.

Ещё одним важнейшим фактором для строительства ВСМ является и высокая степень готовности к этому отечественной промышленности. В рамках обоснования инвестиций уже утверждены первые специальные технические условия для различных компонентов ВСМ.

Вице-президент НП «ОПЖТ» Сергей Палкин считает: в этом проекте заложен необходимый для отечественной промышленности импульс инновационного развития в части локализации производства и трансфера технологий. И, как показывают расчёты Центра стратегических разработок, до 80% всей поставляемой в рамках реализации проекта продукции будет освоено российскими предприятиями. Причём у РЖД уже есть успешный опыт локализации технологий: производство скоростных электропоездов «Ласточка» на «Уральских локомотивах», создание совместного R&D-центра СП Alstom и Трансмашхолдинга. ВСМ — это принципиально новый высокотехнологичный объект, на котором будут использоваться самые современные материалы и технологии, соответствующие лучшему международному опыту. Сегодня, например, проходят успешные исследования в области использования наноцемента, почти готово к запуску производство по выпуску легированного контактного провода с повышенным натяжением, проведена масштабная реконструкция рельсового производства, где прорабатывается проект по производству 800-метровой плети, рельсов с дифференцированным термоупрочнением, низколегированного хромистого остряка и др. И теперь дело за малым — необходимо в кратчайшие сроки разработать конкретные технические требования ко всем компонентам будущих ВСМ.

Олег Сергеенко

Источник: http://www.gudok.ru/newspaper/?ID=1030007&sphrase_id=2580135




2024   2023   2022   2021   2020   2019   2018   2017   2016   2015   2014   2013   2012   2011   2010   0