АО «Скоростные магистрали»
Рус / Eng

02 августа 2012

Каковы перспективы развития высокоскоростных железнодорожных магистралей в России?

 

Создание высокоскоростных магистралей (ВСМ) уже давно стало необходимостью для российских просторов. Увы, активное развитие скоростного движения на железных дорогах у нас началось недавно, поэтому Россия достичь таких объемов пассажирских перевозок, как Европе, США или Японии, сможет еще не скоро, однако работа в этом направлении ведется активная.
 

Сегодня ВСМ стали объектом пристального внимания в транспортной сфере и привлекают клиентов останавливать выбор именно на железной дороге. Развитие высокоскоростных сообщений дает возможность пассажирам за минимальное время в комфортабельных условиях добраться до пункта назначения. Что, по сути, и является главным достоинством железных дорог подобного уровня. «Создание национальной системы высокоскоростного движения — стратегический проект, который изменит транспортную систему страны, — уверен президент РЖД Владимир Якунин. — Будет создана альтернативная железнодорожная инфраструктура, способная обеспечить безопасное движение поездов со скоростью до 400 км/ч».

Но на данный момент система эта в России только начинает развиваться и при этом весьма нуждается в инвестиционной поддержке со стороны государства. Существует ряд проблем, из-за которых развитие ВСМ тормозится. Главная из них — недостаточное финансирование отрасли.

«Увы, в отношении ВСМ мы отстали от Европы, Китая и других стран на несколько десятилетий, — считает Виталий Ефимов, председатель Комитета ТПП РФ по транспорту. — Высокоскоростные магистрали и поезда — это то, о чем мы должны думать, мечтать и на что находить деньги. Необходимо прокладывать отдельные линии, наземные и подземные сооружения, по которым бы ходили только скоростные поезда высшего класса». По его мнению, иначе этот сектор транспорта наша страна освоить не сможет: существующие железнодорожные полотна не обеспечивают скорость выше 160 км/ч, как бы их ни модернизировали. «Сегодня нужно говорить не только о пассажирских высокоскоростных поездах, но и о грузовых, — продолжает Ефимов. — Посмотрите, какие у нас расстояния: один день задержки нашего валового продукта — это 120 млрд рублей убытков в сутки. Скорость позволит улучшить экономику нашей страны. ВСМ нужно развивать, это жизненно необходимо, а для развития эффективной сети ВСМ необходим комплексный подход».

Что характерно, идеи строительства специализированных высокоскоростных железнодорожных линий начали высказываться еще в конце 1960‑х годов. В 1969-1974 годы по заданию Министерства путей сообщения СССР ряд научно-исследовательских и проектных организаций провели комплекс работ по изучению повышения скоростей движения на железных дорогах страны. Был сделан вывод, что дальнейшее увеличение скоростей движения поездов может быть достигнуто при специализации линий, основанной на принципе преобладания пассажирского или грузового движения. Одновременно к рассмотрению предлагался вариант строительства специальной линии «Москва — Юг» протяженностью 1500-2000 км в сочетании с реконструкцией главного хода Октябрьской железной дороги для скоростей движения до 200 км/ч.

В 1987 году при участии МПС и Госкомитета по науке и технике было начато проектирование магистралей для скоростей 300-350 км/ч. Головной организацией по изысканиям стал ВНИИЖТ. Проект предполагал строительство ВСМ «Центр — Юг» (Москва — Крым), следующий этап — ВСМ «Ленинград — Москва». В декабре 1988 года правительство утвердило Государственную научно-техническую программу «Высокоскоростной экологически чистый транспорт».

В 90-е годы проект ВСМ продолжил развитие. В частности, был принят ряд необходимых оперативных правительственных решений, разработан и осуществлен основной инвестиционный механизм строительства, однако дефолт 1998 года обрушил все планы, и работы были свернуты. И только в 2004 году проект воскресили.

Первая действительно высокоскоростная (то есть движение на которой осуществляется со скоростью до 400 км/ч) магистраль — ВСМ-1 — в России должна соединить два ключевых города — Москву и Санкт-Петербург. Владимир Якунин на VIII Всемирном конгрессе по высокоскоростному железнодорожному транспорту в Филадельфии сообщил о планах по созданию этой магистрали: «ВСМ-1 подразумевает строительство выделенной линии между Москвой и Санкт-Петербургом общей длиной 658 км с расчетным пассажиропотоком 10,5 млн человек в год, время в пути составит 2,5 часа». Проект ВСМ-2 предусматривает организацию высокоскоростного сообщения по маршруту Москва — Владимир — Нижний Новгород — Казань — Екатеринбург, это 1592 км, время в пути — 8-9 часов. В настоящее время, по словам Владимира Якунина, по первому проекту проведены переговоры с международными консорциумами из Франции, Испании, Италии, Германии, Кореи и Китая.

«Вопрос о создании ВСМ должен решаться комплексно для всех видов транспорта, — объясняет Сергей Вакуленко, директор Института управления и информационных технологий МИИТ. — Он не должен решаться отдельно для железнодорожного транспорта, для автомобильного, для воздушного. Пассажиропоток по сути везде один и тот же». По его мнению, сейчас нужно экстренно наверстывать упущенное — брать наработки и опыт других стран в этой области. «Мне кажется, нужно заимствовать технологии и лицензии — это самый лучший путь. Сейчас китайцы так делают, нам здесь тоже нужно идти по пути наименьшего сопротивления», — считает эксперт.
 

Несмотря на длительное строительство и огромные капиталовложения, высокоскоростное движение между двумя столицами вскоре станет крайне необходимым. Уже сегодня в этих двух городах проживает 18% населения страны. По подсчетам специалистов, к 2020 году пассажиропоток между Москвой и Санкт-Петербургом вырастет до 11,5 млн пассажиров в год. Существующая магистраль к тому времени исчерпает возможности модернизации. Следует учесть и то, что экономическое благосостояние жителей этих городов к концу второго десятилетия XXI века достигнет такого уровня, когда значительное число людей сможет позволить себе дорогие, но комфортабельные и очень быстрые перевозки.

«Что касается скоростного движения поездов (до 200 км/ч, уровень нынешнего «Сапсана». — «Известия»), то планируются такие линии, как Москва — Ярославль, Новосибирск — Омск, Москва — Минск — Варшава — Берлин и Москва — Киев, — делится планами первый вице-президент РЖД Вадим Морозов. — Кроме того, предполагается создание скоростного хода с транзитным движением поездов по территории Украины: Москва — Харьков — Адлер». По мнению Морозова, после 2020 года полигон скоростного движения может быть расширен за счет проектов в Поволжье, на Урале, в Сибири и на Дальнем Востоке.

Необходимость создания ВСМ в России очевидна. Чтобы компенсировать отставание, нужно запустить хотя бы одну ветку ВСМ и на ее примере учиться строить, эксплуатировать, нарабатывать опыт. Но наибольший эффект от высокоскоростного движения будет достигнут не посредством строительства лишь одной магистрали, а за счет строительства сети ВСМ, которая свяжет регионы нашей страны.
 
 
Прямая речь

Владимир Якунин ,президент РЖД:
Развитие высокоскоростного движения в России — это не дорогостоящая игрушка, не игра развитого инженерного ума. Это — насущная потребность, соответствующая тенденциям современного развития железнодорожного транспорта в мире. Исполняя директивы государства в области развития Сибири и Дальнего Востока, мы сегодня реально занимаемся этой работой. Если говорить о программе, то она сейчас выглядит так.

На первом этапе в период с 2012 по 2020 год определена необходимость создания ВСМ на участках Москва — Санкт-Петербург и Нижний Новгород — Казань — Екатеринбург. Организация скоростного движения на существующей железнодорожной инфраструктуре с максимальной скоростью 160-200 км/ч предусматривается как во внутрироссийских сообщениях: Москва — Ярославль (282 км, 2 ч. 30 мин.) и Новосибирск — Омск (627 км, 5 ч. 30 мин.), так и в международных: Москва — Красное — (Минск — Варшава — Берлин) (по территории России — 487 км, 4 ч.) и Москва — Суземка — (Киев) (по территории России — 488 км).

Кроме того, предполагается создание скоростного направления с транзитным движением поездов по территории Украины: Москва — Харьков — Адлер (протяженность линии — 1826 км, время в пути — 16 ч.). Реализация данного проекта приведет к созданию специализированного пассажирского направления (Курский ход) и специализированного грузового направления (Воронежский ход), что в свою очередь позволит освоить объем возрастающего грузопотока в порты Азово-Черноморского бассейна. Общая протяженность скоростных линий до 2020 года может составить до 4,3 тыс. км.

На втором этапе реализации программы в период c 2021 по 2030 год предусматривается завершение формирования ВСМ Москва — Екатеринбург посредством строительства участка Москва — Нижний Новгород и ответвления от Казани на Самару. Также предполагается строительство ВСМ в международных сообщениях, в сотрудничестве с Украиной и Белоруссией (с возможным дальнейшим продлением в Западную Европу).

Полигон скоростного движения в этот период планируется расширить на 4 тыс. км за счет реализации проектов в Поволжье (Москва — Саратов, Самара — Саранск, Самара — Пенза, Самара — Саратов, Саратов — Волгоград), на Урале (Екатеринбург — Челябинск), в Сибири (Новосибирск — Красноярск, Барнаул, Кемерово и Новокузнецк) и на Дальнем Востоке (Хабаровск — Владивосток).

Таким образом, в результате реализации национальной программы развития скоростного и высокоскоростного движения в Российской Федерации (в период 2012-2030 гг.) общая протяженность скоростных и высокоскоростных линий на сети РЖД составит около 12 тыс. км. Пассажиропоток скоростными и высокоскоростными поездами составит около 32 млн человек в год. Общий потребный объем инвестиций в инфраструктуру оценивается в 6,3 трлн рублей, в том числе в период до 2020 года — 2,5 трлн рублей.

 Мировые маршруты
 
В Европе, Азии и США высокоскоростные железнодорожные линии давно связывают главные города:
 
Inter City Express. Соединяет столицы и крупные города европейских стран, развивает скорость до 460 км/ч. Скорость регулярного движения — до 280-360 км/ч, состоит из двух головных локомотивов и двенадцати вагонов.
 
TGV (Train a Grande Vitesse). Французский суперскоростной поезд (до 320 км/ч) повышенной комфортности. Связывает главные города Франции: Париж — Марсель (4 часа 40 мин.); Париж — Лион (2 часа); Париж — Рене (2 часа); Париж — Нант (2 часа); Париж — Бордо (3 часа).
Pendolino. Железная дорога в Италии. Наилучшим образом построен и эксплуатируется участок Милан — Рим, на котором комфортабельные поезда следуют со скоростью до 248 км/ч. Все путешествие занимает 3 часа 55 мин.
AVE (Alta Velocidas Espagna). Испанская железнодорожная компания, эксплуатирующая высокоскоростную трассу Мадрид — Севилья. Путешествие протяженностью 495 км в комфортабельном экспрессе занимает 2 часа 15 мин.
Eurostar. 50-километровый тоннель под Ла-Маншем — относится к высокоскоростным магистралям. Шесть раз в день (по пятницам — семь) серо-желтые вагоны этого поезда отправляются из Лондона в Париж (3 часа) и обратно, а также трижды в день соединяют Лондон с Брюсселем (3 часа 15 мин.).
Cyber Train. Новое слово в технике массовых перевозок пассажиров. Это полностью автоматизированные вагоны, управляемые компьютерной системой. Экспериментальный образец скоростной дороги, по которой следуют эти поезда, построен в штате Айдахо, США.
KTX. Высокоскоростная железнодорожная система Южной Кореи. Максимальная скорость движения — 350 км/ч. В целях безопасности скорость может быть ограничена до 300 км/ч.
  Синкансэн. Сеть супербыстрых поездов, которые соединяют острова Хонсю в Японии с другими крупными городами. Линия проходит через Фукуоку на острове Кюсю и Токио. Скорость поездов — от 270 до 300 км/ч.
 


Источник: http://izvestia.ru/press-center/news/531707

2022   2021   2020   2019   2018   2017   2016   2015   2014   2013   2012   2011   2010   0