ОАО «Скоростные магистрали»
Рус / Eng

Подвижной состав

На любой железнодорожной линии поезд является визитной карточкой, по которой судят проект в целом. Для новейшей линии ВСМ Москва — Казань ведется проектирование поезда, который однозначно станет самым быстрым, инновационным и популярным поездом страны. 

Вне зависимости от окончательного выбора производителя в подвижном составе на ВСМ будут реализованы передовые технические решения в части тягового привода, аэродинамики и сервиса для пассажиров. Проектируемый поезд будет иметь эксплуатационную скорость 360 км/ч, а в процессе испытаний разгонится до 400 км/ч, чего не удавалось достичь ни одному из поездов на ширине колеи 1520 мм. Учитывая особенности прохождения линии и ее связь с действующей инфраструктурой ОАО «РЖД», поезд проектируются двухсистемным: может двигаться по линии с постоянным током и по линии с переменным током.
Для реализации такой скорости требуется применение эффективного тягового привода. Сердцем такого привода станет двигатель на постоянных магнитах, и эта технология в будущем займет место традиционных асинхронных двигателей. Стремительные линии силуэта поезда проектируются для создания минимального сопротивления воздуха при движении на высоких скоростях. Вкупе с экономичным тяговым приводом они позволят поезду стать наиболее энергоэффективным среди существующих на сети железных дорог как России, так и мира.

Не останутся без внимания и пассажиры: в 12-вагонном поезде будет представлено 4 класса обслуживания для удовлетворения спроса любого пассажира: первый, бизнес, экономический и туристический классы. В общей сложности поезд сможет перевезти до 700 пассажиров.  Эргономика каждого из классов отвечает высочайшим стандартам обслуживания, принятым в мире, и во многом опережает их. Современная мультимедиа-система не даст заскучать пассажиру в пути, вагон-бистро позволит скоротать поездку за приятной трапезой. Маломобильные пассажиры, пассажиры с детьми, с домашними животными, с большим и негабаритным багажом, — никто не останется разочарованным в поездке на новом поезде, который проследует от Москвы до Казани за 3 часа 30 минут.
Показатель
Значения показателей
Конструкционная скорость, км/ч
360
Демонстрационная скорость, км/ч
400
Напряжение, род тока
25 кВ переменного тока 50 Гц и 3 кВ постоянного тока
Максимальная скорость в эксплуатации:
- при питании от тяговой сети постоянного тока, км/ч
- при питании от тяговой сети переменного тока, км/ч
250
360
Ширина колеи, мм
1520
Высота платформ от уровня головки рельса, мм
1300
Основная составность
12 условных вагонов с возможностью увеличения составности до 16 вагонов путем включения дополнительных вагонов
Длина поезда в основной составности, м
300
Дополнительный вариант составности
8 условных вагонов
Возможность эксплуатации по системе многих единиц
8+8 условных вагонов
Максимальная длина поезда при соединении двух электропоездов по системе многих единиц, м
400
Номинальная статическая осевая нагрузка, тс
17
Диапазон рабочих температур
от — 50 до +40 ºС
Габарит подвижного состава
Т по ГОСТ 9238 (верхнее очертание по линии 1-а-а1-а2)
Ориентировочная пассажировместимость электропоезда основной 12-вагонной составности, чел.
690 ± 10

Разработка Технических требований к высокоскоростному железнодорожному подвижному составу для ВСМ (далее — Технические требования) выполнена с учетом опыта эксплуатации скоростного и высокоскоростного подвижного состава на сети железных дорог Российской Федерации, а также мирового опыта развития высокоскоростного железнодорожного транспорта и не ограничивает доступ производителей железнодорожной техники к запланированному конкурсу на право осуществления разработки, производства и поставки подвижного состава для линии ВСМ Москва — Казань. К разработке технических требований привлекались ведущие научные организации Российской Федерации в области железнодорожного транспорта, проводились консультации с производителями подвижного состава: компаниями Alstom, Siemens, АО Группа Синара, ЗАО Трансмашхолдинг.

Поставщиком подвижного состава может выступить любая компания-производитель подвижного состава, имеющая компетенции в области производства высокоскоростного подвижного состава, техническое и коммерческое предложение которой удовлетворит условиям конкурсного отбора. При этом, одним из важнейших требований к поставщику является необходимость обеспечения уровня локализации 70-80%. Таким образом, наиболее вероятными поставщиками, на сегодняшний день, являются Сименс (Германия), Альстом (Франция) и CRRC (КНР). Также, потенциально могут участвовать такие компании, как Хёндэ (Корея), Хитачи (Япония) и Ансальдо Бреда (Италия).