АО «Скоростные магистрали»
Рус / Eng

Проектирование

Проектирование ВСМ Москва — Казань (ВСМ 2)

Заказчиком проекта выступает ОАО «РЖД», управление проектом осуществляет АО «Скоростные магистрали». Функции генеральной проектной организации выполняет консорциум компаний в составе АО «Мосгипротранс», ОАО «Нижегородметропроект», China Railway Eryuan Engineering Group Co. Ltd. В проектировании принимают участие более 50-ти изыскательских, проектных, научно-исследовательских и других специализированных организаций, в том числе ведущие проектные организации Российской Федерации.


 Проектный консорциум

  • АО «Мосгипротранс»
  • ОАО «Нижегородметропроект»
  • CREEC

Технический консультант

  • Консорциум французских компаний SYSTRA — SNCF INTERNATIONAL




Субподрядные организации и соисполнители

  • ОАО «Сибгипротранс»
  • ОАО «Томгипротранс»
  • ОАО «Институт Гипростроймост»
  • ГУП «НИИПИ Генплана Москвы»
  • АО «ВНИИЖТ»
  • ООО «Геопроектизыскания»
  • АО «НИИАС»
  • ОАО «Трансмост»
  • ПАО «Ленгипротранс»
  • Другие организации

На текущий момент выполнены следующие работы и этапы в рамках проектирования:
  • получены положительные заключения ведомственной экспертизы ОАО «РЖД» (ЦУЭП) по проектной документации для строительства ВСМ Москва — Казань (по всем этапам строительства).
  • получены положительные заключения ФАУ «Главгосэкспертиза России» по участку ст. Москва Техническая Курская ВСМ (вкл.) — ст. Аэропорт ВСМ (Н. Новгород) (этапы 1 — 8) и 15 этапу «Строительство административно-технического здания для размещения диспетчерского центра управления (ДЦУ) и Единого пункта управления обеспечением транспортной безопасности ВСМ на станции Владимир ВСМ»
  • проектная документация по 9, 10 этапам строительства (по участку ст. Аэропорт ВСМ (искл.) (Н. Новгород) — ст. Чебоксары ВСМ (вкл.) корректируется по замечаниям ФАУ «Главгосэкспертиза России».
  • проектная документация по 11, 12 этапам строительства (участка ст. Чебоксары ВСМ (искл.) — ст. Казань-2 ВСМ (вкл.) передана на государственную экспертизу ФАУ «Главгосэкспертиза России».

Земляное полотно

Конструкции земляного полотна ВСМ Москва — Казань спроектированы с обеспечением требований по прочности, устойчивости и деформативности с учетом вибродинамического воздействия поездов при минимизации затрат на всем этапе жизненного цикла. Предусмотрено устройство двух защитных слоев земляного полотна на всем протяжении высокоскоростной магистрали не менее 2,5 м общей высоты. Земляное полотно запроектировано из условия обеспечения безопасного движения высокоскоростного железнодорожного подвижного состава со скоростями до 400 км/ч.

При проектировании были решены следующие задачи:

  • обоснована конструкция земляного полотна в зависимости от инженерно-геологических и природных условий; 
  • обоснован необходимый комплекс мероприятий по защите земляного полотна от вредного воздействия природных факторов;

Принятые проектные решения по земляному полотну соответствуют и технически увязаны с конструкциями верхнего строения пути, искусственных сооружений и инженерных коммуникаций. Максимальная накопленная остаточная деформация основной площадки земляного полотна при безбалластной конструкции верхнего строения пути не должна превышать 15 мм за весь срок службы.

Искусственные сооружения

В целях обеспечения единой технической политики оптимизации стоимости строительства и эксплуатации разработаны проектные решения унифицированных конструкций искусственных сооружений (трубы водопропускные, пролетные строения, мостовое полотно и др.).

Это полностью инновационные решения для колеи 1520 мм.

  • разрезные балочные системы (стальные и сталежелезобетонные) 23.6 м, 34.2 м, 50 м;
  • неразрезные железобетонные балочные системы 41-66-41, 49-88-48, 58-101-59. 

Безбалластный путь

Особое внимание в проектной документации уделено безбалластной конструкции верхнего строения пути (БВСП). Его по праву можно считать не просто инновацией, а «прорывной инновацией», которая приведет к смене устоявшихся технологий строительства, технического обслуживания пути, а также норм содержания пути и требований к подвижному составу.

Данная инновация обеспечит потенциальную экономическую эффективность за счет улучшения значимых показателей, таких как скорость движения и вес поездов, долговечность технических средств и трудоемкость их обслуживания. Эффективность данной технологии определена на основе сравнения технических характеристик БВСП и ВСП на балласте исходя из прогнозируемого долгосрочного влияния на значимые показатели. Разработанная конструкция БВСП обеспечивает необходимые параметры взаимодействия в системе «колесо-рельс» в диапазоне скоростей до 400 км/ч при заданных геометрических параметрах железнодорожного пути и уровне комфорта. Конструкция является мало обслуживаемой со значительно большим сроком полезного использования в сравнении с ВСП на балласте.

В качестве основной конструкции верхнего строения пути разработана безбалластная конструкция CRTS III RUS, которая учитывает:

  • европейский и китайский опыт строительства и эксплуатации ВСМ с аналогичными типами верхнего строения пути, в т.ч. эксплуатацию на участке Харбин-Далянь (с климатическими условиями, сходными с российскими);
  • предварительные результаты ресурсных испытаний четырех конструкций БВСП компаний TINES (конструкция EBS), ALSTOM (конструкция NBT), Max Bögl (конструкция FF-Bogl), РЖД-строй (конструкция LVT), проводимых на Экспериментальном кольце АО «ВНИИЖТ». 

Электроснабжение

Контактная сеть КС-400 разработана на основе математического моделирования динамического взаимодействия с токоприемниками электроподвижного состава. Модель контактной подвески построена на базе методе контактных элементов (МКЭ) в нелинейной пространственной постановке задачи, что позволило описать систему максимально детально при минимальном числе принятых допущений. Динамическая контактная задача решена с применением метода штрафа.

В контактной сети КС-400 используется целый ряд инновационных для России технических решений в части узлов и конструкций:

  • контактные провода из сверхпрочных сплавов «медь-магний» или «медь-хром-цирконий»;
  • фундаменты в виде буронабивных свай;
  • опорные и поддерживающие конструкции повышенной жесткости;
  • барабанные компенсаторы с подшипниками скольжения;
  • 5-пролетные сопряжения анкерных участков с узлами для реализации схем плавки гололеда или проф. подогрева;
  • воздушные стрелки без пересечения проводов с дополнительной (третьей подвеской); 
  • стационарные системы мониторинга и диагностики и другие.

Для расчета электротехнических параметров КС-400 были построены специальные электродинамические модели тяговой сети, модели токораспределения, растекания тока в земляном полотне, а также нестационарные модели нагрева проводов с учетом обтекания ветром. Расчет тяговой сети выполнен на основе МКЭ в неуравновешенном режиме, когда падения напряжений по длине проводов — нелинейны. В разработке принимали участие ученые и специалисты ведущих российских проектных организаций и научных центров: АО «Мосгипротранс», АО «Универсал — контактные сети», ВНИИЖТ, ПГУПС, УрГУПС и СПбПУ.


Этапы строительства   

1 этап

Комплекс работ по строительству железной дороги и сопутствующих объектов (за исключением работ по подготовке территории) на участке ст. Москва Техническая Курская ВСМ (вкл.) — ст. Железнодорожная км 23

2 этап

Комплекс работ по строительству железной дороги и сопутствующих объектов (за исключением работ по подготовке территории) на участке ст. Москва Техническая Курская ВСМ (вкл.) — ст. Железнодорожная км 23

3 этап

Комплекс работ по подготовке территории строительства участка ст. Железнодорожная км 23 — ст. Владимир ВСМ (вкл.)

4 этап

Комплекс работ по строительству железной дороги и сопутствующих объектов (за исключением работ по подготовке территории) на участке ст. Железнодорожная км 23 — ст. Владимир ВСМ (вкл.)

5 этап

Комплекс работ по подготовке территории строительства участка ст. Владимир ВСМ (искл.) — ст. Аэропорт
ВСМ (вкл.) (Н. Новгород)

6 этап

Комплекс работ по строительству железной дороги и сопутствующих объектов (за исключением работ по подготовке территории) на участке ст. Владимир ВСМ (искл.) — ст. Аэропорт ВСМ (вкл.) (Н. Новгород);

7 этап

Комплекс работ по подготовке территории строительства участка п. п. 410 км (вкл.) — ст. Н. Новгород ВСМ (вкл.) — ст. Аэропорт ВСМ (искл.) (Н. Новгород)

8 этап

Комплекс работ по строительству железной дороги и сопутствующих объектов (за исключением работ по подготовке территории) на участке п. п. 410 км (вкл.) — ст. Н. Новгород ВСМ (вкл.) — ст. Аэропорт ВСМ (искл.) (Н. Новгород).

9 этап

Комплекс работ по подготовке территории строительства участка ст. Аэропорт ВСМ (искл.) (Н. Новгород) — ст. Чебоксары ВСМ (вкл.)

10 этап

Комплекс работ по строительству железной дороги и сопутствующих объектов (за исключением работ по подготовке территории) на участке ст. Аэропорт ВСМ (искл.) (Н. Новгород) — ст. Чебоксары ВСМ (вкл.)

11 этап

Комплекс работ по подготовке территории строительства участка ст. Чебоксары ВСМ (искл.) — ст. Казань-2 ВСМ (вкл.)

12 этап

Комплекс работ по строительству железной дороги и сопутствующих объектов (за исключением работ по подготовке территории) на участке ст. Чебоксары ВСМ (искл.) — ст. Казань-2 ВСМ (вкл.)

15 этап

Строительство административно-технического здания для размещения диспетчерского центра управления (ДЦУ) и Единого пункта управления обеспечением транспортной безопасности ВСМ на станции Владимир ВСМ