АО «Скоростные магистрали»
Рус / Eng

Развитие территорий

Реализация проекта ВСМ Москва —  Казань является катализатором развития территорий. Ее строительство позволит удовлетворить растущий спрос населения на междугородние пассажирские перевозки, сократить время пассажиров в пути и предоставить пассажирам качественно новый уровень обслуживания. Кроме того, в результате развития прилегающих к ТПУ территорий возможно формирование новых центров социально-экономического развития, опирающихся на развитие транспортной инфраструктуры, и создание сети территориально-производственных кластеров, реализующих конкурентный потенциал территорий. 

По мнению экспертов, развитие территории вблизи станций ВСМ приведет к сокращению дифференциации уровня и качества жизни на территории России, а также послужит улучшению внутреннего и международного инвестиционного климата, увеличению общей инвестиционной привлекательности регионов России. ВСМ положительно скажется на взаимоотношениях с инвесторами. Реализация проекта окажет существенное положительное влияние, как на регионы прохождения магистрали, так и на социально-экономическое развитие Российской Федерации в целом.

Развитие территорий, прилегающих к транспортно-пересадочным узлам (ТПУ) высокоскоростной железнодорожной магистрали ВСМ Москва —  Казань, является одним из важных направлений работы АО «Скоростные магистрали».  Каждый ТПУ, построенный вдоль линии ВСМ становится аккумулятором долгосрочного развития для прилегающих территорий, привлекая инвестиции и бизнес. 

Влияние ВСМ на региональную пространственную структуру делится на три стадии:
  • современная сфера услуг консолидирует регионы в единую систему;
  • за счет сферы услуг интенсифицируются производственные и агропромышленные сектора, что приводит к изменению всей структуры промышленности;
  • организуются новые форматы, обладающие двумя характеристиками: поляризация экономических ресурсов и повышение экономической эффективности.
Анализ зарубежного опыта показал, что предпосылкой создания высокоскоростных железнодорожных магистралей и, как следствие, развитие прилегающих к ТПУ территорий, на данных магистралях в странах Европы и Азии стала необходимость повышения транспортной доступности в рамках уже существующих крупных городов (экономических центров) и на незначительном удалении от них. 

Отечественный опыт

В отечественной практике реализация крупных проектов в сфере железнодорожного транспорта (Транссиб, БАМ и др.) приводила к активному освоению территорий, прилегающих к узловым станциям данных магистралей, оно, в свою очередь, являлось одним из ключевых факторов экономического роста. Так, создание Транссибирской магистрали ускорило процесс переселения из Европейской части России на плодородные земли Сибири и Дальнего Востока. При этом, большинство переселенцев старалось остаться на постоянное местожительство на территориях вблизи железнодорожных станций, что сказалось на численности соответствующих населенных пунктов.

Помимо численности населения в населенных пунктах, в которых были размещены железнодорожные станции Транссибирской магистрали, произошли связанные процессы роста отраслей экономики и, соответственно, роста бюджетных доходов. 
Тот факт, что рост экономики и населенных пунктов, в которых были размещены железнодорожные станции Транссибирской магистрали, вызван именно строительством данной магистрали, наиболее наглядно иллюстрируют показатели развития за тот же период времени населенных пунктов, через которые данная магистраль не прошла (рис.8). Активное развитие прилегающих территорий к железнодорожным станциям на крупных железнодорожных магистралях и, как следствие, возникновение новых и рост существующих населенных пунктов наблюдалось и в случаях с другими отечественными железнодорожными магистралями.

Международный опыт

Рисунок 1. Схема кварталов, вовлеченных в проект Лион Пра-Дье
Франция
Одним из примеров развития территорий, прилегающих к ТПУ в городе, является линия ВСМ «Париж — Лион — Марсель» (Франция). Этот проект признан очень успешным. Проведенные исследования (Albalate, D., Germa, B. (2012): The Economics and Politics of High-Speed Rail — Lessons from Experiences Abroad, Lexington Books, Plymouth, UK) показали, что в период за два года до запуска сообщения и два последующих года цены на недвижимость в районе станций увеличились. Особенно существенным рост был в пределах территории 15-минутной пешей доступности от станций. Рост цен на недвижимость в Лионе был наиболее существенным, поскольку территория, окружавшая станцию, была конвертирована в бизнес-хаб. 

Наиболее существенный рост рынка недвижимости благодаря высокоскоростной линии произошел в окружении станции Лион Пар-Дье. Изначально проект станции был запроектирован в расчете на пассажиропоток 35 000 пассажиров в день, однако в 2014 году пассажиропоток превысил 120 000 пассажиров. Согласно прогнозам к 2030 году пассажиропоток превысит 220 000 пользователей. 

К 90-м годам на территории 135 гектар было возведено 900 тысяч кв. метров офисных площадей. Проект стал вторым, после Ла Дефанс, бизнес-районом, расположенным в центре города, включающим мульти-модальный транспортный хаб. Однако, ввиду перегруженности проект столкнулся со стагнацией и даже деградацией в развитии. В 2007 году было принято решение о редевелопменте территории и превращении ее из монофункционального района рабочих мест в многофункциональный центр городской жизни, включающий, помимо офисов, жилой, торговый и культурный компоненты.
 
Великобритания
Рисунок 2. Территории вокруг проекта «Манчестер-Пикадили», вовлеченные в девелоперский проект.Конвертация обычной железнодорожной станции «Манчестер-Пикадили» (Манчестер, Великобритания) в ТПУ ВСМ демонстрирует позитивный эффект, оказывающий, на начальной стадии, влияние на экономику города, а в дальнейшем и на территории, непосредственно окружающие станцию. Станция была построена в 1840 году и носила название Лондон Роуд до 1960 года. За последние годы станция была значительно улучшена с целью увеличения пропускной способности и повышения уровня качества обслуживания возрастающего числа пассажиров. 

До последнего раунда инвестиций в 2002 году территория вокруг станции пребывала в запущенном и непривлекательном для привлечения инвестиций состоянии. Реновация станции позволила существенно повлиять на развитие прилегающих территорий:
  • было построено 60 000 кв. м офисных площадей, с арендным доходом 12,26 млн. евро в год;
  • стоимость недвижимости вокруг станции выросла на 33%, что привлекло более 160 млн. евро прямых инвестиций;
  • было создано более 3000 рабочих мест;
  • было создано и реализовано более 2 000 кв.м торговых площадей.
В марте 2016 года были представлены дальнейшие планы по развитию станции, предполагающие существенное развитие как самой станции, так и прилегающих территорий в связи с интеграцией станции в проект высокоскоростной магистрали HS2. Территория, предполагаемая к вовлечению в редевелопмент после реализации железнодорожного проекта, ограничивается 15-минутной зоной пешеходной доступности. 

Испания
Со строительством станции ВСМ «Льейда Пиренеи» в испанском городе Льейда, являющегося столицей провинции Льейда (Каталония, Испания) в 2003 году, количество туристских посещений возросло примерно на 15%, деловой спрос ежегодно увеличивался на 20% (Burnett, 2009), а возросшая бизнес-активность стала толчком для создания высокотехнологичного индустриального парка за 50 млн. евро в 2005 году, который является примером сопутствующего развития территории, прилегающей к станции.

Рисунок 4. ТПУ ВСМ «Льейда-Пиренеи»
Согласно оценкам девелоперов, высокоскоростная железнодорожная магистраль явилась необходимым элементом для привлечения таких компаний как Microsoft и Indra Software Labs (испанская компания в сфере высоких технологий). Принимая во внимание стратегически значимое местоположение станции между исторической и новой частями города, Льейда является проектом инвестирования в высокоскоростную железную дорогу, предполагающим не только редевелопмент участка действующей станции, но и создание капиталоемкого мастер-плана по развитию соседствующих территорий.

В результате, железнодорожная станция города XIII века стала центром территории реноваций, в развитие деловой, коммерческой и рекреационной составляющих которой было вложено более 100 млн. евро. Примером по развитию территорий в отдалении от города может являться станция высокоскоростной магистрали «Камп де Таррагона» (Таррагона, Испания), расположенная на расстоянии 11,3 км к северу от г. Таррагона. Город с населением 155 000 человек, университетом и портом на побережье Средиземного моря является промышленным центром.

Высокоскоростная магистраль объединяет железнодорожные линии, ведущие к г. Льейда (в северном направлении) и к г. Кастельон-де-ла-Плана (в южном направлении), но не проходит через центр города. Ближайшим крупным городом является Барселона (1,6 млн чел., 96,6 км). На территории между станцией и г. Таррагона расположены исторически сформированные мелкие поселения, несколько недавно образовавшихся поселений, а также промышленные предприятия, «рассеянные» по территории. Расположенные на сельскохозяйственной территории они формируют область, известную как «Camp de Tarragona». 

Парк развлечений Порт Авентура, который является главной туристической достопримечательностью региона, расположен в 25 минутах езды от станции. Несмотря на то, что дорожная сеть довольно разрозненна, наличие подъездов к основным железнодорожным путям и их растущая сеть свидетельствует о том, что данное направление будет развиваться и дальше. С момента создания ЕС в 1992 году, Таррагона и другие промышленные центры сильно выиграли от интеграции с другими европейскими странами Европы. Среди экономических выгод обеспечение большей экономии от масштаба, обеспечение более высоких стандартов качества, доступ к более крупным рынкам (Hamilton and Rodriguez-Pose 2001).

Вероятно, создание станции высокоскоростной магистрали усилило этот тренд и способствовало процветанию региона за счет распространившихся транспортных связей с другими частями Европы. Железнодорожная линия является своего рода связующим звеном между центральными городами региона — Таррагона, Льейда, Сарагоса, и Калатаюд. Станция «Camp de Tarragona» — пример создания станции ВСМ, обслуживающей региональный город, хорошо обеспеченный различными видами транспорта, и который находится под влиянием крупной столицы. 

Китай
В Китае строительство высокоскоростных магистралей продолжается уже более 15 лет, за этот период было создано около 20 тысяч километров высокоскоростных магистралей, и страна уверенно занимает первое место в мире не только по объемам строительства, но и обладает крупнейшей в мире сетью ВСМ. Развитие высокоскоростных магистралей позволит постепенно сокращать пассажирские перевозки по обычным железным дорогам. К 2020 году в Китае планируется увеличить протяженность ВСМ до 30 000 км. Это даст возможность значительно увеличить скорость поездов и объем перевозимых грузов. Активное развитие сети железных дорог также позволит сократить потребление энергии, что для китайского руководства является одним из новых приоритетов в развитии экономики. Как пассажирские, так и грузовые поезда являются более энергоэффективными транспортными средствами, нежели доминирующие в экономике автобусы и грузовые автомобили.

Рисунок 6. Схема высокоскоростных линий Китая с указанием организуемых агломераций.
С развитием высокоскоростных магистралей влияние региональной промышленности существенно возрастает. ВСМ играет незаменимую роль в обрабатывающей и высокотехнологичной промышленности, в сфере услуг. Особенно заметен этот эффект для химической промышленности, производства стройматериалов, бумаги, пищевой, сталелитейной. Развитие сферы услуг и транспорта тесно связано. ВСМ увеличивает эффективность и диверсификацию регионального землепользования за счет привлечения новых видов бизнеса на территорию станций ВСМ.

Рисунок 7. Вид на ТПУ «Вухвн».Линия ВСМ «Вухан-Гуанчжоу» демонстрирует собой практику развития ВСМ в Китае, а именно влияние на пространственную организацию территорий: сначала улучшаются характеристики местоположения территории, а затем это улучшение оказывает аналогичный эффект на окружающие территории. Скорость экономического роста на этих территориях ускоряется относительно окружения. Таким образом, вначале улучшаются транспортные функции территории, т. е. строятся автомобильные дороги, улучшаются или строятся железные дороги, станции метро, а уже затем застраиваются прилегающие к ВСМ территории. Именно ВСМ является катализатором в развитии территории и экономики региона в целом.

В Китае, в самой большой по численности населения стране в мире, ТПУ на высокоскоростных железнодорожных магистралях призваны генерировать огромные пассажиропотоки, что предопределило необходимость не только принять соответствующее количество пассажиров, но и обеспечить их комфортное обслуживание. В этой связи, характерен пример самого крупного в Китае ТПУ — восточного вокзального узла города Ханчжоу. Прежняя станция, существовавшая на месте узла, была построена в 1992 г. В январе 2010 года она была закрыта и снесена. Поезда были временно перенаправлены на две другие станции — Ханчжоу и Ханчжоу-Юг. ТПУ Ханчжоу-Восток открылся 1 июля 2013 г. Строительство ТПУ Ханчжоу-Восток дало мощный толчок развитию прилегающей к нему территории. Общая площадь ТПУ составляет 1,13 млн кв.м., освоение прилегающих территорий к ТПУ позволило построить еще более 9 млн. кв.м. недвижимости (отели, магазины, офисы, рестораны и т. д.), а также разбить парки и созданы общественные пространства. ТПУ охватывает восточный железнодорожный вокзал, 2 станции городского метрополитена «Восточный вокзал», автовокзал, остановки городских автобусов и такси, а также комплекс зданий на восточной и западной площадях узла.

Рисунок 9. Вид на ТПУ «Ханчжоу». Рисунок 10.Верхний уровень ТПУ «Ханчжоу».

Верхний уровень ТПУ — это огромный зал ожидания и отправления с множеством магазинов, ресторанов и кафе. Нижний уровень отдан для прибывающих пассажиров. С него осуществляется переход к двум привокзальным площадям, где находятся остановки наземного транспорта, стоянки такси, парковки. Эскалаторами уровень соединен со станциями метро. Здесь также находится зона шопинга и ресторанов. Данный ТПУ имеет общую площадь в 1,13 млн кв.м. и может обслуживать около 450 тыс. пассажиров в день. В ходе сооружения ТПУ были применены современные энергосберегающие и экологически эффективные технологии, в частности, на крышах зданий вокзала установлены панели солнечных батарей общей мощностью 10 мегаватт. Необходимость комфортного обслуживания большого количества пассажиров обуславливает значительные размеры зала ожидания и зоны кафе и ресторанов и в других китайских ТПУ. При этом, для Китая обычной практикой является расположение железнодорожных вокзалов не в центре, а на окраинах городов. 

Япония
Рисунок 11. ТПУ Какегава.Необходимо отметить, что схожий с китайским эффект от создания высокоскоростных железнодорожных магистралей наблюдался в Японии, которая является первой страной в мире, построившей данные магистрали. Предпосылкой строительства магистралей стал экономический подъем, начавшийся в Японии в 50-е годы XX века. Строительство высокоскоростной железнодорожной магистрали между крупнейшими городами Токио и Осакой стало одним из факторов, интенсифицировавших дальнейший экономический рост, а также развитие прилегающих территорий. 

Характерен пример развития города Какэгава в связи со строительством высокоскоростной железнодорожной магистрали Токио-Осака. Данный город находился в 230 км от Токио и примерно в 50 км от Сидзуока — центрального города префектуры. Несмотря на открытие в 1964 году высокоскоростной железнодорожной магистрали, долгое время через данный город ходили обычные, а не высокоскоростные поезда. Однако, так как расстояние в 71,5 км между соседними станциями было самым длинным в Японии, а на станции Какэгава был расположен филиал сети местных линий обычной железной дороги, в данном городе было принято решение построить новую станцию для приема высокоскоростных поездов. 

Данная станция оказала большое влияние, как на развитие всего города, так и на развитие территорий, непосредственно к ней прилегающих. В городе за первые 4 года после создания станции на 8% увеличилась занятость населения и на 37% вырос объем местного производства. Рядом со станцией вначале были построены две городские гостиницы, а впоследствии ещё три современных бизнес-отеля с конференц-залами, в которых регулярно проходят симпозиумы и конференции национального уровня.