ОАО «Скоростные магистрали»
Рус / Eng

Проект Высокоскоростной Магистрали (ВСМ) Москва — Санкт-Петербург имеет давнюю и сложную историю. Его начало совпало с бурным временем перестройки, через которую проходила страна, и затем само РЖД. Начиная с 1987 года было выполнено несколько проектов, которые должны были окончиться постройкой ВСМ. Но ни один из них не увенчался успехом.

Решение о необходимости создания высокоскоростной магистрали, соединяющей Москву и Санкт-Петербург, было принято еще в 1991 году. 13 Сентября 1991 г. Президент России Б. Н.  Ельцин подписал указ № 120, предписывающий создание Российского Акционерного Общества высокоскоростных магистралей. Основными задачами компании были построение высокоскоростной железной дороги Москва — Санкт-Петербург и выпуск электроподвижного состава для нее, рассчитанного на движение до 350 км/час. Однако, кризис 1998 года помешал реализации проекта.

Позднее, Минтрансом РФ было принято решение начать развивать высокоскоростное движение  через «ускорение» существующей между Москвой и Санкт-Петербургом железной дороги. В итоге,  первой попыткой запуска высокоскоростных поездов в РФ можно назвать запуск скоростного поезда   «Сапсан» между Москвой и Санкт-Петербургом, а также Москвой и Нижним Новгородом по существующим железным дорогам. Проект «Сапсан» существенно улучшил транспортное сообщение и стал важным этапом на пути к полноценной высокоскоростной железнодорожной магистрали.   

В 2004 году министр транспорта РФ Игорь Левитин выступил за возобновление строительства отдельной высокоскоростной магистрали. Предложение было поддержано Президентом ОАО «Российские железные дороги» Владимиром Якуниным. И в 2006 году ОАО «РЖД» вернулось к идее создания полноценного проекта высокоскоростной железнодорожной магистрали. Было создано ОАО «Скоростные магистрали», первой задачей которого стала подготовка проекта высокоскоростной магистрали Москва — Санкт-Петербург (рабочее название ВСЖМ 1). На данный момент ОАО «Скоростные магистрали» уже выполнило трассировку, подготовило обоснование инвестиций, исследовало лучший международный опыт и активно работает над полноценной концепцией проекта, которая будет представлена на международном рынке инфраструктурных провайдеров и финансовых институтов.

Предпосылки для создания ВСМ в России

Потребность в развитии скоростного и высокоскоростного железнодорожного движения в РФ продиктована растущими пассажиропотоками, изношенностью и устареванием существующей железнодорожной сети и потребностью страны в современных, надежных, высококачественных и безопасных транспортных услугах для пассажиров, отвечающих стандартам XXI века.

В течение нескольких последних лет в РФ был издан ряд государственных документов, направленных на развитие сети высокоскоростных железнодорожных магистралей и реализацию соответствующих проектов. Ключевыми документами, создающими основу для развития ВСМ в РФ, являются следующие:

  •  «Стратегия развития железнодорожного транспорта в РФ до 2030 года» (утверждена распоряжением Правительства РФ No 877-р от 17 июня 2008 г.);
  • Указ Президента РФ No 321 от 16 марта 2010 г. «О мерах по организации движения высокоскоростного железнодорожного транспорта в РФ»;
  • Федеральные целевые программы, в том числе подпрограмма «Железнодорожный транспорт» федеральной целевой программы «Развитие транспортной системы России (2010-2015 годы)», (распоряжение Правительства Российской Федерации от 15 июня 2007 г. No 781-р);
  • План мероприятий по реализации проектов организации движения высокоскоростного железнодорожного транспорта, утвержденный Заместителем Председателя Правительства РФ 31 декабря 2010 года.

В 2006 г. в качестве дочернего предприятия ОАО «РЖД» было создано ОАО «Скоростные магистрали», которому были переданы функции по выполнению работ в рамках анализа и осуществления проектов строительства высокоскоростных железнодорожных магистралей.

Согласно Указу Президента РФ No 321 от 16 марта 2010 г. «О мерах по организации движения высокоскоростного железнодорожного транспорта в Российской Федерации» компании ОАО «РЖД» было поручено осуществление функций заказчика при проектировании инфраструктуры высокоскоростного железнодорожного транспорта.

В декабре 2010 года Российская Федерация была объявлена страной, которая примет в 2018 году Чемпионат мира по футболу. Проведение данного мероприятия международного масштаба создало необходимость срочной подготовки национальной транспортной инфраструктуры для обслуживания пассажиропотоков, которые существенно возрастут в преддверии и в процессе проведения спортивных мероприятий Чемпионата.

В результате государственные приоритеты в отношении строительства высокоскоростных железнодорожных магистралей были существенно скорректированы. Было принято решение о необходимости рассмотрения следующих проектов по строительству высокоскоростных магистралей для объединения основных городов, принимающих Чемпионат мира в 2018 году, быстрым, эффективным, комфортным и безопасным транспортом, а также для дальнейшего социального и экономического развития Российской Федерации.