АО «Скоростные магистрали»
Рус / Eng

СМИ о нас

23 мая 2011

В Москву петушком

Концепция абсолютно новой высокоскоростной магистрали Москва — Петербург готова. Железную дорогу построят к 2018 году. Время в пути составит два с половиной часа, а стоимость билета будет сравнима с авиационным — около 100 долларов. О хитростях нового проекта поведал генеральный директор ОАО "Скоростные магистрали" Денис Муратов во время своего недавнего визита в Петербург.

Первая ассоциация, которая возникает при упоминании о скоростной дороге между двумя столицами, — это бывшая яма около Московского вокзала. В нее зарыли миллиарды государственных рублей, когда якобы начинали строить высокоскоростную магистраль в начале 90-х. Теперь вторая попытка. В общем, побежим в Москву петушком (бежать петушком — быстро семеня рядом, вслед. Этимологический словарь русского языка). Однако в этот раз хода назад не будет: дорога должна быть построена к 2018-му — году проведения чемпионата мира по футболу в России. Причем проектировать, строить и эксплуатировать в течение 30 лет ее станут иностранные фирмы. И все эти годы дорога будет получать дотации из госбюджета страны. 

Расходы больше выручки 

Проект будет реализовываться на основе "контракта жизненного цикла". Это предполагает, что выбранный по конкурсу подрядчик должен решать все задачи по строительству дороги и ее дальнейшему использованию в течение 30 лет, а заказчик, в лице государства, оплачивать услуги в течение всего этого срока, пояснил генеральный директор организации, готовящей документацию для объявления тендера. 

Конкурс планируется объявить уже в конце этого года. При этом Денис Муратов подчеркнул, что в тендере предполагается участие только иностранных компаний, поскольку "ни одна российская организация не может взять на себя ответственность на три десятилетия". 

Согласно разработанной концепции, за все это время дорога заработает 300 млрд рублей, а расходов будет в 2-2,5 раза больше. "Нигде в мире скоростные дороги впрямую не окупаются, — объяснил Муратов, — но зато социально-экономический эффект, в частности, за счет сокращения выбросов углекислого газа, должен составить 1,5 триллиона рублей". 

На Московский вокзал 

Хотя дорога будет совершенно новой, прибывать скоростные поезда в Петербург будут все на тот же Московский вокзал, а в Москве — на площадь трех вокзалов. Но трассу проложат отдельную, как недавно решили, в обход Валдая. В результате ее длина составит 660 километров, поезда будут разгоняться на отдельных участках до скорости в 400 км в час, расчетное время в пути — 2,5 часа. 

— Если уже подсчитано, сколько дорога заработает за 30 лет, значит, есть и расчетная цена билета, — поинтересовались "Известия". 

— Расчет стоимости проезда пока сделан "на коленке", — ответил Денис Муратов. — Просто исходили из того, что цена билета должна быть сравнима с билетом до Москвы на самолет, то есть около 100 долларов. Хотя выгоды скоростной магистрали, даже по сравнению с самолетом, очевидны: за два с половиной часа переезжаете из центра одной столицы в самый центр другой. 

Своих поездов нет 

Начать строить дорогу планируют в 2013-м. Но до этого должен быть решен вопрос резервирования под нее земель на всем протяжении трассы. А там, по выражению главы "Скоростных магистралей", царит "зоопарк форм собственности". На вопрос "Известий", не испугают ли потенциальных участников конкурса выступления противников строительства магистрали, ответил профессор Петербургского университета путей сообщения Игорь Киселев: "Эти выступления, как радиационный фон, он присутствует везде, и в данном случае — нормальный". 

Поезда по новой дороге ходить будут тоже, скорее всего, зарубежного производства. В Петербурге разрабатывали проект скоростного локомотива, и даже один экземпляр сделали, но он стоит "на приколе", а сам проект похоронен лет десять назад. Вряд ли его смогут быстро реанимировать теперь, когда строительство скоростных дорог в России набирает силу. Кроме магистрали Москва — Петербург к чемпионату мира 2018 года должны быть построены еще несколько, в частности Москва — Екатеринбург (время в пути 6,5 часа) и Самара — Казань (2 часа).

Олег Рогозин

Источник: Известия


2024   2023   2022   2021   2020   2019   2018   2017   2016   2015   2014   2013   2012   2011   2010   0