АО «Скоростные магистрали»
Рус / Eng

СМИ о нас

30 июня 2014

Поезд научат летать

Железнодорожные перевозки составят конкуренцию авиа- и автотранспорту.

Создание высокоскоростных магистралей в России — это более чем перспективное направление экономики для такой большой страны, оно ускорит развитие регионов и даст хорошую возможность для увеличения ВВП. Например, Китай инвестирует около восьми процентов своего ВВП в инфраструктуру, тогда как в России сегодня показатель не превышает трех процентов. Инфраструктура же является базой для дальнейшего роста ВВП. Именно поэтому стратегическая программа развития транспорта РФ до 2030 года, которая включает в себя строительство первой в России высокоскоростной железнодорожной трассы, действительно обоснованна.

Конечно, строительство ВСМ — это довольно дорогой проект. С другой стороны, подобные проекты строятся на 50 — 70 лет. Когда строили в России железную дорогу (Транссиб, БАМ), — это было развитие целых регионов. И "Москва — Казань", уверен, продолжит эту традицию. Например, город Владимир станет практически станцией московского метро — добраться до столицы можно будет буквально за 50 минут. Нижний Новгород тоже приближается к центру, как в свое время Тверь. Благодаря введению "Сапсанов" Тверь ускорила свое развитие. Быстрая и удобная транспортная связь с мегаполисом дает большую отдачу в развитии регионов. Надо рассматривать все эффекты, которые принесет строительство дороги, включая социально-экономические.

Например, в Китае в 2008 — 2009 годах реализовали огромную транспортную программу стоимостью 500 миллиардов евро. Сумасшедшая сумма. И страна вышла из экономического кризиса с великолепной инфраструктурой для дальнейшего развития своей экономики. Транспортное развитие можно назвать еще и антикризисным проектом. К тому же появляется много рабочих мест. В Европе также уделяют огромное значение развитию скоростных дорог. Приведу несколько примеров того, как увеличивалась доля железнодорожного транспорта на отдельных европейских линиях. "Мадрид — Севилья" — до введения высокоскоростных линий — 16 процентов, после — 51 процент. В направлении "Париж — Лондон" теперь 71 процент от всех перевозок занимают высокоскоростные поезда. Думаю, "Москва — Казань" не станет исключением.

Мы заинтересованы в участии в проекте развития ВСМ в России. У нас есть что предложить. Специально для этого была образована Немецкая инициатива, которая объединила множество фирм, специализирующихся в определенных областях. "Сименс" — это, конечно, в большей степени поезда. И с "Сапсанами" у нас уже есть своя хорошая база. Есть разработки и для локального производства. Причем мы можем помочь в энергоснабжении таких трасс, разработке электрификации, сигнализации и коммуникации. Плюс у нас есть опыт по проектному менеджменту, и мы можем использовать его при финансировании проекта.

По моему мнению, развитие различных направлений ВСМ зависит от пассажиропотока. Я считаю, что "Москва-Казань" — приоритетное направление. Но довольно привлекательной, как мне кажется, была бы и новая трасса "Москва — Санкт-Петербург". Признаюсь, это моя мечта. Вы только представьте, расстояние в 630 километров можно было бы преодолеть всего за два часа. Так, вы после обеда в Москве поедете на "Сапсане" в Санкт-Петербург, гуляете по берегам Невы, посетите Эрмитаж, заглянете в Мариинский театр, а в полночь вы уже едете обратно в Москву. Это было бы грандиозно и очень сблизило бы мегаполисы России.

Для создания первых в России высокоскоростных поездов "Сапсанов" мы, конечно же, учитывали климатические условия России. Это сильно отличает "Сапсаны" от их немецкой версии. Понятно, что здесь нельзя использовать точную копию европейских поездов. Когда разработают требования к поездам по новым ВСМ, мы сможем предложить свой продукт.

Наша компания много внимания уделяет безопасности таких перевозок. Это, пожалуй, самый важный пункт, потому что каждый, кто едет на железнодорожном транспорте, в первую очередь рассчитывает добраться из точки А в точку Б на безопасном, аккуратном и пунктуальном поезде. Кстати, статистика показывает, что число инцидентов на железных дорогах самое низкое по сравнению со всеми видами транспорта. Так, недавно представитель японских железных дорог докладывал, что у них не было ни одного инцидента, ни одной жертвы в течение 10-20 лет. Сравните это с автотранспортом. Сразу видны преимущества поезда.

Сама система железнодорожного сообщения — контакт рельсов и колеса — это безопасная система. Системы управления исключают возможность встречи в одно время на одном участке двух поездов. Также есть множество приспособлений, обеспечивающих безопасность движения тележек, чтобы не допустить их выхождения с рельсов. Есть и масса специальных защитных мер, к примеру, на поездах есть крашэлементы.

Нельзя недооценивать и экологический фактор. Такой транспорт очень "экологически чистый". Например, один пассажир требует всего-то 0,33 литра условного топлива на 100 километров на "Сапсане".

Кстати, помимо пассажирских перевозок по ВСМ можно развивать и грузовые перевозки. Совмещенное движение по таким магистралям поможет быстрее окупить огромные инвестиции в инфраструктуру. Некоторые страны (например, Франция) используют ВСМ исключительно для пассажирского транспорта. Понятно, что непросто организовать сообщение поездов на разных уровнях скорости, к тому же это снижает пропускную способность таких трасс. В Германии же днем используют трассы для пассажирского движения, а ночью для грузового. Соответственно, днем один скоростной режим — высокоскоростной, а ночью уже более низкий. Но все равно надо сближать скорости грузового и пассажирского движения, чтобы организовывать смешанное движение.

Дитрих Меллер, президент "Сименс" в России, вице-президент "Сименс АГ"

2020   2019   2018   2017   2016   2015   2014   2013   2012   2011   2010   0