АО «Скоростные магистрали»
Рус / Eng

СМИ о нас

30 июня 2014

По прямой дорожке

Обнародован новый проект строительства трассы Москва — Казань.

Очередной, четвертый по счету, проект строительства высокоскоростной железнодорожной магистрали Москва — Казань наконец увидел свет. Согласно новому маршруту, исключается снос жилых объектов в населенных пунктах Юдино и Беляевский, а воздействие на экологию в части рассечения лесопарковой зоны "Лебяжье" будет минимальным. Об этом сообщила пресс-служба мэрии Казани.

Альтернативный вариант трассы ВСМ проходит севернее поселка Новое Юдино (Беляевский). Проект сейчас рассматривает заказчик ("Скоростные магистрали").

Напомним, в начале июня президент Республики Татарстан Рустам Минниханов провел совещание по вопросам реализации проекта строительства высокоскоростной железнодорожной магистрали "Москва — Казань. На рассмотрение были представлены два варианта трассировки ВСМ, не проходящие через населенные пункты. По итогам обсуждения за основу был взят вариант, маршрут которого не предполагает сноса жилья, не затрагивает территорию астрономической обсерватории им. В. П.  Энгельгардта, не нарушает путей миграции животных, а также не представляет угрозы для целостности лесного массива и его противопожарного устройства.

При пересечении магистрали с автодорогами и другими инфраструктурными объектами будут построены путепроводы и эстакады. Более детально трассировку ВСМ Москва — Казань специалисты произведут на стадии проектирования.

Изначально трассы планировалось провести по территории 17 регионов. В общей сложности подрядными организациями были проработаны свыше 50 различных вариантов прохождения трасс, из которых были выбраны оптимальные маршруты.

При всех региональных администрациях были созданы рабочие группы, которые позволили предварительно оценить варианты трассировки линий ВСМ как с точки зрения снижения стоимости их строительства, так и с точки зрения перспективного социально-экономического развития регионов. Например, трасса ВСМ Москва — Екатеринбург может пройти по территории 11 регионов. Первым этапом реализации этого проекта станет строительство участка между Москвой и Казанью. При условии окончания проектных работ к концу 2014 года строительство участка может быть завершено в 2018 году.

Всего строительство высокоскоростной магистрали (ВСМ) до Екатеринбурга оценивается правительством в 2,091 триллиона рублей. Ее протяженность составит 1563 километра. Первый участок ВСМ Москва — Казань должен открыться в 2018 году, сейчас ведется его перспективное планирование. Проект предполагает строительство железнодорожной ветки протяженностью 770 километров через 7 регионов. Объем инвестиций в него оценивается в 1,068 триллиона рублей.

Однако модель финансирования пока не утверждена правительством РФ, в связи с чем пока правительство не приняло решение по выделению на проект 150 миллиардов рублей из Фонда национального благосостояния (ФНБ), как планировалось. Ранее сообщалось, что в виде возвратных средств на проект будет привлечено 150 миллиардов рублей из ФНБ и 239 миллиардов рублей из Пенсионного фонда РФ через инфраструктурные облигации. Еще более 220 миллиардов рублей должны составить кредиты, около 31 миллиарда рублей была готова дать железнодорожная монополия, 43 миллиарда рублей необходимо было вложить частным инвесторам. При этом РЖД рассчитывает на выделение из федерального бюджета на проект казанской ВСМ около 380 миллиардов рублей невозвратных субсидий, сообщалось в начале 2014 года.

Хотя еще год назад — летом 2013 года — в развитие ВСМ государство собиралось инвестировать 450 миллиардов рублей из Фонда национального благосостояния (ФНБ). Госинвестиции на этапе строительства должны были составить 371 миллиард рублей, государственная субсидия на этапе эксплуатации — 179 миллиардов рублей, частные инвестиции — 288 миллиардов рублей, а средства ФНБ и Пенсионного фонда — 278 миллиардов рублей.

Тем временем пока вопрос выделения средств из ФНБ на строительство трассы отложен. Государство не отказывается от проекта, но с его реализацией, возможно, стоит повременить, полагают в кабинете министров. "Мы не отказываемся от этого проекта, но необходимо все-таки все посчитать и, может быть, дождаться чуть более энергичной экономической ситуации", — заявлял в конце 2013 года глава правительства РФ Дмитрий Медведев.

Ранее ряд экспертов выразил сомнения в возможности возврата пенсионных денег, которые предлагается инвестировать в строительство ВСМ. Кром того, были опасения, что не удастся найти столько частных инвестиций, сколько требовал проект. Доля частного капитала предполагается около 30 процентов. Многих смущает и столь долгосрочное планирование, лежащее в основе проекта, — 20 лет. Пессимисты уверены, что на такой срок в России загадывать нельзя. Определенная доля логики в этом есть: правительство считает бюджет на год вперед с 30-процентным "люфтом", а более точные расчеты финансисты не делают.

Тем не менее строительство ВСМ — фундаментальный проект, рассчитанный на 50 — 70 лет вперед. И вкладываться в него и строить нужно обязательно. Развитие ВСМ в России — это не только работа для строителей и заказы дл металлургов. Это и большие возможности для фундаментальной науки. В частности, сегодня пять вузов железнодорожного транспорта ведут подготовку кадров для различных направлений строительства и эксплуатации ВСМ. Обучение проводится при сотрудничестве с администрациями железных дорог стран Европы и компаниями, демонстрирующими наибольшие успехи в этом сегменте.

Более того, для России, страны с таким широким географическим положением, проект ВСМ крайне нужен. Он поможет российской экономике выйти на новый уровень развития, укрепит торгово-промышленные связи между регионами, раскроет транзитный потенциал государства.

Лидия Захарова


2020   2019   2018   2017   2016   2015   2014   2013   2012   2011   2010   0