АО «Скоростные магистрали»
Рус / Eng

СМИ о нас

03 февраля 2014

ЛУЧШЕ СКОРО, ЧЕМ НИКОГДА

Государственная экспертиза одобрила проект строительства железнодорожной высокоскоростной магистрали (ВСМ) на участке Москва — Владимир, который должен со временем стать частью более протяженной трассы Москва — Казань, что запустит в России программу развития ВСМ.

Предполагается, что окончательное решение будет принято правительством РФ весной этого года. Но пока что новости обнадеживающие. Обоснование инвестиций в казанскую ВСМ, проведенное институтом Ленгипротранс и Центром стратегических разработок, было подтверждено независимыми аудиторами. Министерство экономики в целом согласилось с расчетом стоимости проекта.
Напомним, что под ВСМ понимаются железные дороги со скоростью движения 300-350 км/ч, как правило по специальным выделенным линиям.

Развитие подобных магистралей началось в Японии в 1964 году с запуска легендарной "Синкансэн". В 1980-е годы инициативу подхватили европейские страны. ВСМ уже успели получить довольно широкое распространение в мире (см. график), их суммарная протяженность превысила 17 тыс. км и продолжает расти.

В нашей стране работы над проектами ВСМ были начаты в 1980-х годах, был даже разработан перспективный поезд ЭС250 "Сокол", достигавший на испытаниях скорости 236 км/ч, но не принятый в эксплуатацию из-за ряда конструктивных недостатков. Вновь к этой теме вернулись в 2010 году, при РЖД была даже сформирована специализированная компания "Скоростные магистрали". Она спроектировала два потенциальных маршрута отечественных ВСМ: Москва — Санкт-Петербург и Москва — Екатеринбург (через Казань). Но дальше проектов до сих пор дело не доходило. Теперь же оно может сдвинуться с мертвой точки.
Общая стоимость ВСМ до Казани составит 928 млрд рублей, или 36,5 млн долларов за километр.

Бремя финансирования строительства казанской ВСМ фактически ляжет на плечи налогоплательщиков. Так, первый ее участок (187 км от Москвы до Владимира) будет строиться полностью на средства РЖД и Фонда национального благосостояния. Прочие участки (583 км пути от Владимира через Нижний Новгород и Чебоксары до Казани) предполагается построить с привлечением концессионеров и 225 млрд рублей долгосрочных кредитов. Но, скорее всего, концессионерами выступят РЖД либо ее дочерние структуры, а кредиты будут обеспечены государственными субсидиями и налоговыми льготами для концессионеров.
В принципе, это нормальная мировая практика. Везде подобные магистрали строятся государством или при его активной поддержке. Что неудивительно, ведь ВСМ окупаются не напрямую от продажи билетов, а косвенно, благодаря социально-экономическому эффекту от стимулирования роста экономики через развитие инфраструктуры. Так, по оценкам Центра стратегических разработок, казанская ВСМ может обеспечить эффект в 6,9 трлн рублей дополнительного экономического роста и 1,5 трлн рублей дополнительных налоговых поступлений.

Однако нужно отметить, что запущенная в декабре 2012 года в Китае ВСМ Харбин — Далянь, протянувшаяся на 921 км через Манчжурию, сопоставимую с Россией по климату, обошлась вдвое дешевле планируемой казанской трассы: в 17 млн долларов за километр.
Всего "Транспортная стратегия Российской Федерации до 2030 года" предусматривает строительство 2274 км ВСМ.

Источник: http://expert.ru/expert/2014/06/luchshe-skoro-chem-nikogda/


2020   2019   2018   2017   2016   2015   2014   2013   2012   2011   2010   0