АО «Скоростные магистрали»
Рус / Eng

СМИ о нас

21 июня 2019

Налоги отстали от быстрых поездов

Минфин запланировал большие налоговые льготы для строителей и эксплуатантов высокоскоростных железнодорожных магистралей (ВСМ). На них делается ставка в комплексном плане модернизации инфраструктуры, из федерального бюджета на ВСМ будет потрачено 200 млрд руб. за шесть лет. 

Чиновники хотели было вложить все эти деньги в первый участок ВСМ Москва — Казань, до Нижнего Новгорода, но президент в апреле поручил проектировать дорогу до Санкт-Петербурга. До 2024 г. начнется строительство минимум одной из этих магистралей, говорил в июне помощник президента Андрей Белоусов, фактически они конкурируют за финансирование. 

Концессионеры любого из проектов могут претендовать на налоговые льготы, сказано в проекте поправок в Налоговый кодекс, опубликованных на regulation.gov.ru. 

Аренду инфраструктуры ВСМ, а также ее использование для перевозки пассажиров и багажа Минфин предлагает освободить от НДС до 2060 г. и на тот же срок — новое недвижимое имущество, инфраструктуру ВСМ от налога на имущество. Льготы должны предотвратить сильный рост налоговой нагрузки на строителей ВСМ, сказано в пояснительной записке. 

Законопроект подготовлен, чтобы стимулировать развитие и обновление инфраструктуры высокоскоростного железнодорожного транспорта, комментирует представитель Минфина, поправки позволят снизить налоговую нагрузку и будут способствовать развитию регионов, созданию новых рабочих мест и повышению налогового потенциала регионов. Финансовая модель ВСМ до Казани рассчитана с нулевой ставкой НДС для объектов ВСМ, знает представитель Минтранса: это системная мера, она окажет положительный эффект на развитие ВСМ. Обнуление налога на имущество важно и для привлечения в проект инвесторов, заявил представитель РЖД. 
1,6 трлн руб. в такую сумму оценивал стоимость ВСМ Москва — Казань первый заместитель генерального директора РЖД Александр Мишарин в 2018 г.: сумма заложена в финансовую модель проекта, один из ее вариантов предполагал капитальный грант от государства — 700 млрд руб. В презентации РЖД сумма была еще выше — 1,695 трлн руб. Основное финансирование проекту должны предоставить частные инвесторы и банки, 200 млрд руб. в строительство вложит РЖД 

По поручению председателя правительства Минфин начал рассчитывать эффект налоговых льгот в 2012-2013 гг. Освободить ВСМ от налога на имущество предложил бывший президент РЖД Владимир Якунин — чтобы ускорить срок окупаемости и снизить нагрузку на бюджет. Льготы предлагал и бывший министр транспорта Максим Соколов. Но Минфин был против. 

Спустя шесть лет о льготах все-таки удалось договориться. В феврале премьер Дмитрий Медведев пообещал, что льготы проектам ВСМ будут предоставлены. 
Налог на недвижимое имущество (2,2%) с железнодорожных путей уже платится по льготной ставке: в 2019 г. — 1,3%, а в 2020 г. — 1,6%. Действуют понижающие коэффициенты и для только поставленных на учет железнодорожных путей — шесть лет: в первый год коэффициент ноль, затем 0,1, к шестому году доходит до 0,8, а с седьмого года платится общий налог. А нулевой НДС уже распространяется на региональные железнодорожные перевозки пассажиров — как пригородные, так и дальнего следования. 

Решение ударит по регионам, считает партнер Taxology Алексей Артюх, они все равно понесут нагрузку в связи со строительством ВСМ, но налоговых преимуществ не получат. Льготы для ВСМ идут против тренда — власти отказываются от льгот на налог на имущество с линейной инфраструктуры, чтобы увеличить поступления в регионы, замечает аналитик S&P Карен Вартапетов, но для Москвы и Санкт-Петербурга потери будут незначительными, их бюджет в основном формирует НДФЛ. 

Была идея довести льготную ставку налога на инфраструктуру РЖД до общей к 2019 г., частично компенсируя это льготой по налогу на движимое имущество, вспоминает партнер Dentons Василий Марков, но идея освободить инфраструктуру от налога правильная: если решено развивать транспорт, зачем облагать создание новой инфраструктуры налогом? 

Обнуление налогов может ускорить окупаемость проекта на 30-35%, но самый большой вопрос — какими будут технологии и основное финансирование — остается, говорит председатель экспертного совета Института исследования проблем железнодорожного транспорта Павел Иванкин. Хотя этот законопроект вступает в силу с 2025 г., хорошо, что он появился сейчас, когда РЖД просчитывает финансовые модели и ей важно понимать, какие будут налоговые льготы, говорит партнер KPMG Алиса Мелконян. 

Минфин запланировал большие налоговые льготы для строителей и эксплуатантов высокоскоростных железнодорожных магистралей.


2019   2018   2017   2016   2015   2014   2013   2012   2011   2010   0