АО «Скоростные магистрали»
Рус / Eng

Инвестиции ВСМ Москва – Санкт-Петербург

Организационно-правовая модель проекта ВСМ Москва — Санкт-Петербург 

Учитывая опыт работы по проекту ВСМ Москва — Казань, значительную капиталоемкость проекта ВСМ Москва — Санкт-Петербург, а также тот факт, что реализация проектов подобного уровня невозможна без участия государства, предполагается, что в качестве организационно-правовой модели будет определена концессионная модель.

Центральным элементом концессионной модели является концессионное соглашение, порядок заключения и исполнения которого регулируется нормами закона № 115-ФЗ «О концессионных соглашениях».

Сторонами концессионного соглашения являются концессионер и концедент.

Концедент — Российская Федерация, концессионер — специальная проектная компания, создаваемая в целях реализации проекта.

Согласно условиям концессионного соглашения концессионер за счет собственных и привлеченных средств создает в собственность концедента — Российской Федерации инфраструктуру ВСМ Москва — Санкт-Петербург. Созданная инфраструктура в течение срока действия концессионного соглашения эксплуатируется концессионером: предоставляется перевозчикам для перевозки пассажиров (и, если применимо, для перевозки грузов), а также поддерживается в надлежащем состоянии (контроль состояния и ремонты).

Софинансирование со стороны концедента возможно на этапе создания (строительства) объекта концессионного соглашения в виде капитального гранта (финансирование в строительство), а также на этапе эксплуатации в виде платы концедента (в форме твердых или переменных платежей — минимального гарантированного дохода (МГД), выплачиваемого в случае недостижения концессионером запланированных параметров дохода).

Объемы и формы государственной поддержки Проекта будут определены по результатам проектирования.

Финансовые показатели Проекта строительства ВСМ Москва — Санкт-Петербург

Потребность в капитале для реализации Проекта будет уточнена после завершения проектных работ и прохождения государственной экспертизы. Текущая оценка общей потребности в финансировании проекта ВСМ Москва — Санкт-Петербург составляет 1 703 млрд. руб. (в ценах соответствующих лет без НДС), из которых:

  • 1 598 млрд. руб. — затраты на создание инфраструктуры участка Москва — Санкт-Петербург;
  • 27,7 млрд. руб. — затраты на проектирование и сопутствующие расходы участка Москва — Санкт-Петербург.

Остальное — прочие затраты, связанные с финансированием и управлением Проектом, которые будут капитализированы в период создания инфраструктуры.

В настоящее время совместно с причастными ФОИВами России ведется работа по определению возможного объема и форм государственной поддержки Проекта. Государственная поддержка может осуществляться как стадии строительства, так и эксплуатации (через плату Концедента).

Финансовая модель является сбалансированной при доле государственного участия в Проекте в размере не ниже 35% на этапе строительства и/или эксплуатации (в ценах, приведенных к началу строительства).

На текущий момент обсуждаются следующие меры государственной поддержки финансирования строительства Проекта:

  • Привлечение денежных средств в форме капитального гранта в размере 200 млрд руб., предусмотренных федеральным проектом «Высокоскоростное железнодорожное сообщение» КПМИ на участок Москва — Нижний Новгород. С учетом п.6. совещания у Заместителя Председателя Правительства РФ Хуснуллина М. Ш.  от 1 марта 2020 года № МХ-П16-17пр предполагается освоение данных средств на участок Москва — Санкт-Петербург.
  • Заем из средств ФНБ в размере 380 млрд. руб.
  • Плата Концедента по субсидируемому кредиту в размере 90% ставки (средняя ставка кредита 9%). Кредиты привлекаются на рынке (преимущественно ВЭБ, а также другие институты развития) на этапе строительства инфраструктуры. Требуемый объем привлечения составляет 170 млрд руб.

Выручку Концессионера будут составлять платежи за пользование инфраструктурой со стороны компании-перевозчика.

Основные операционные расходы Концессионера будут следующими:

  • расходы на текущее содержание инфраструктуры;
  • расходы на капитальные ремонты инфраструктуры;
  • расходы на обеспечение безопасности;
  •  расходы на страхование инфраструктуры.

Ожидается, что Концессионер выйдет на операционную прибыльность в 2027 году — на первый полный год эксплуатации инфраструктуры ВСМ Москва — Санкт-Петербург. Выход на чистую прибыль ожидается в 2033 году.

Финансовая модель будет уточняться с учетом актуальной рыночной ситуации. Прогнозные операционные денежные потоки Концессионера позволяют обслуживать долговые обязательства, возникшие в период финансирования строительства, а также обеспечивать необходимую доходность привлеченного акционерного капитала.

 





Рисунок 1. Структура источников финансирования Проекта

(млрд руб., в ценах соответствующих лет)

 

Рисунок 2. График освоения источников финансирования Проекта по годам

(млрд руб., в ценах соответствующих лет)

Проект является экономически эффективным для всех участников, о чем свидетельствуют расчетные показатели экономической эффективности согласно финансовой модели Проекта.

  • Чистая приведенная стоимость Проекта (NPV) составит 687 млрд руб.         
  • Внутренняя норма доходности Проекта (IRR проекта) составит 9,4%
  • Внутренняя норма доходности акционеров (IRR equity) составит 12,3%
  • Средневзвешенная стоимость капитала (WACC) составляет 6,7%.