АО «Скоростные магистрали»
Рус / Eng

Инвестиции в проект строительства ВСМ Москва — Санкт-Петербург 

Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 г. № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» в качестве первоочередной стратегической задачи развития Российской Федерации до 2024 года определена реализация комплексного плана модернизации и расширения магистральной инфраструктуры, предусматривающего развитие транспортных коммуникаций между административными центрами субъектов Российской Федерации и крупными региональными городами, повышение уровня экономической связанности территории посредством расширения и модернизации железнодорожной инфраструктуры, создание основы для развития скоростного и высокоскоростного железнодорожного сообщения между крупными городами.

Протоколом заседания президиума Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и национальным проектам от 29 октября 2020 г. № 11 утверждена корректировка паспорта национального проекта «Транспортная часть комплексного плана модернизации и расширения магистральной инфраструктуры на период до 2024 года», предусматривающая мероприятия по строительству высокоскоростной железнодорожной магистрали «Москва — Санкт-Петербург» (ВСЖМ-1).

Во исполнение поручения Президента Российской Федерации от 10 апреля 2019 г. №Пр-623 ОАО «РЖД» организовано проектирование высокоскоростной железнодорожной магистрали Москва — Санкт-Петербург (ВСЖМ-1).

Проект создания ВСМ Москва — Санкт-Петербург при участии ОАО «РЖД» в роли стратегического инвестора является проектом государственного значения, объединяющим крупнейшие агломерации за счет улучшения транспортных связей между регионами и повышения уровня технической оснащенности железнодорожного транспорта.

Реализация проекта позволит удовлетворить растущий спрос населения городов России на пассажирские перевозки, предоставить жителям регионов больше возможностей для мобильности, сократив время пассажиров в пути следования и предоставив качественно новый вид обслуживания.

ВСМ Москва — Санкт-Петербург пройдет по территории 6-ти субъектов Российской Федерации — городов федерального значения Москва и Санкт-Петербург, Ленинградской, Новгородской, Тверской и Московской областей, а время в пути должно составить от 2 часов 15 мин при максимальной скорости движения до 400 км/ч.

Общая протяженность ВСМ Москва — Санкт-Петербург составит 679 км, потребность в инвестициях в проект создания высокоскоростной железнодорожной магистрали (без учета затрат на подвижной состав) составляет 1,7 трлн. руб.

Согласно утвержденному 22 января 2021 года заместителем Министра транспорта Российской Федерации Токаревым В. А.  синхронизированному графику проектирования и строительства высокоскоростной железнодорожной магистрали Москва — Санкт-Петербург предполагается ввод в эксплуатацию участков ВСЖМ-1:

  • Москва — Крюково — в 4 квартале 2024 года;
  • Крюково — Новая Тверь — в 4 квартале 2025 года;
  • Новая Тверь — Обухово — в 4 квартале 2027 года;
  • Обухово — Санкт-Петербург — в 4 квартале 2024 года.


Экологические эффекты от реализации проекта

Реализация проекта строительства ВСМ «Москва — Санкт-Петербург» в полной мере способствует решению задач, предусмотренных экологической стратегией ОАО «РЖД» на перспективу до 2030 года, а именно:

  • В сфере защиты от шума,
  • В сфере ресурсосбережения,
  • В сфере управления природоохранной деятельностью.

Финансирование проекта возможно с использованием механизмов зеленых финансовых инструментов и подходов «ответственного инвестирования» (ESG Investing).

Одним из важнейших эффектов от ввода в эксплуатацию ВСМ будет являться сокращение выбросов в окружающую среду. Стоит отметить, что подвижной состав для ВСМ, по сравнению с альтернативными видами транспорта, является более экологически эффективным и энергоэффективным. Так, по данным Международного союза железных дорог (МСЖД) высокоскоростные магистрали являются наиболее энергоэффективным и экологичным видом транспорта:




Автомагистрали


ВСМ


  • В среднем на одного пассажира, использующего автомобиль, приходится 120 м2 земли, в случае использования автобуса - 12 м2 (в 17 и 1.7 раз больше соответственно, чем для ВСМ)
  • В среднем на 1 личный автомобиль приходится 1,5 пассажира
  • В среднем на 1 км автомагистрали требуется 9 га земли, что в 2,6 раз больше, чем для ВСМ
  • В среднем на 1 метр ширины автомагистрали приходится 225 пассажиров в час, что составляет 2,6% от ВСМ
  • Ширина полосы отвода для 8 полосной автодороги составляет 50-155 метров

  • В среднем на 1 пассажира приходится 7 м2 земли
  • В среднем на 1 приходится 426 личных автомобилей
  • В среднем на 1 км ВСМ требуется 3,5 га земли
  • В среднем на 1 метр ширины ВСМ приходится 8 700 пассажиров в час
  • Ширина полосы отвода земель для двухпутной линии составляет 46-118 метров

 


С реализацией Проекта произойдет снижение нагрузки на окружающую среду. Снижение выбросов углекислого газа (СО2) в атмосферу оцениваются в 156,9 млн. кг в год, что также будет оказывать положительное влияние на выбор пассажиром транспорта передвижения с учетом мирового тренда на экологичность железнодорожных перевозок.

Таким образом, снижение выбросов СО2 в атмосферу позволит снизить углеродный след, оставляемый от эксплуатации транспорта.