АО «Скоростные магистрали»
Рус / Eng

Организационно правовая модель проекта ВСМ 2

Организационно-правовая модель реализации Проекта сформирована на концессионной основе и базируется на следующих предпосылках:

  • магистраль делится на две фазы: Фаза 1 Москва — Нижний Новгород и Фаза 2 Нижний Новгород — Казань;
  • заключение концессионного соглашения осуществляется с использованием механизма частной концессионной инициативы, для реализации Проекта предполагается подача двух инициатив на каждую фазу Проекта, срок подачи инициатив привязан к завершению проектных работ;
  • с частной концессионной инициативой выступает специальная проектная компания (СПК), представляющая консорциум, организуемый АО «Скоростные магистрали».

Консорциум

Участниками консорциума выступят организации из числа крупных российских и международных холдинговых компаний, поставщиков оборудования, материалов, ресурсов, строительных компаний, институциональных инвесторов.

Участие в акционерном капитале СПК российских и международных институциональных инвесторов позволит привлечь финансирование в необходимом для реализации Проекта объеме. Привлечение прочих участников в акционерный капитал СПК, обладающих необходимой отраслевой экспертизой, позволит минимизировать риски Проекта.

Концессионное соглашение готовится консорциумом и направляется в государственные органы в составе предложения о заключении концессионного соглашения. Предметом концессионного соглашения является создание концессионером за счет собственных и привлеченных средств инфраструктуры ВСМ и ее эксплуатация, включая предоставление инфраструктуры перевозчикам. Перевозчиком будет выступать ОАО «РЖД», а также иные перевозчики. Одним из критериев заключения с перевозчиком договора на доступ к инфраструктуре ВСМ будут является документы, подтверждающие наличие у перевозчика к моменту начала эксплуатации подвижного состава, соответствующего техническим требованиям сертифицированного в Российской Федерации.

Обязательствами Концедента является передача концессионеру земельных участков для создания магистрали и выплата субсидии на стадии эксплуатации для покрытия эксплуатационных расходов, погашения и обслуживания привлеченных средств, а также для обеспечения заявленной доходности ряда инвесторов.

Участниками консорциума выступят организации из числа крупных российских и международных холдинговых компаний, поставщиков оборудования, материалов, ресурсов, строительных компаний, институциональных инвесторов.

Участие в акционерном капитале СПК российских и международных институциональных инвесторов позволит привлечь финансирование в необходимом для реализации Проекта объеме. Привлечение прочих участников в акционерный капитал СПК, обладающих необходимой отраслевой экспертизой, позволит минимизировать риски Проекта.

Концессионное соглашение готовится консорциумом и направляется в государственные органы в составе предложения о заключении концессионного соглашения. Предметом концессионного соглашения является создание концессионером за счет собственных и привлеченных средств инфраструктуры ВСМ и ее эксплуатация, включая предоставление инфраструктуры перевозчикам. Перевозчиком будет выступать ОАО «РЖД», а также иные перевозчики. Одним из критериев заключения с перевозчиком договора на доступ к инфраструктуре ВСМ будут является документы, подтверждающие наличие у перевозчика к моменту начала эксплуатации подвижного состава, соответствующего техническим требованиям сертифицированного в Российской Федерации.

Обязательствами Концедента является передача концессионеру земельных участков для создания магистрали и выплата субсидии на стадии эксплуатации для покрытия эксплуатационных расходов, погашения и обслуживания привлеченных средств, а также для обеспечения заявленной доходности ряда инвесторов.

Финансовые показатели

Потребность в капитале для реализации Проекта будет уточнена после завершения проектных работ по фазам 1 и 2 и прохождения государственной экспертизы. Существуют факторы, объективно способствующие как удорожанию (инфляция и валютный курс), так и удешевлению стоимости (применение перспективных технологических решений). Текущая оценка капитальных затрат на создание инфраструктуры составляет 1 114,9 млрд. рублей без НДС в ценах соответствующих лет, в том числе:

  • 1114,9 млрд. рублей — создание инфраструктуры ВСМ.

Целевое соотношение между собственным и заемным капиталом составляет не менее 20% К 80% и будет уточняться в рамках обсуждения с потенциальными кредиторами и инвесторами. Актуализированная структура финансирования проекта определена на базе предварительных переговоров с заинтересованными участниками проекта. Так, на базе разработанной финансовой модели реализации проекта акционерный капитал оценивается в 252,6 млрд. рублей и формируется путем привлечения как прямых акционерных инвесторов, так и специализированных стратегических финансовых инвесторов, осуществляющих инвестиции через подходящую форму коллективного инвестирования.

Структура акционерного капитала СПК в том числе предполагает использование следующих источников:

  • институциональные инвесторы;
  • российские стратегические инвесторы;
  • международные стратегические инвесторы;
  • финансовые институты;
  • иные участники.

Долговое финансирование проекта составляет 862,3 млрд. рублей и формируется путем привлечения средства крупнейших российских банков и банков стран стратегических партнеров проекта, международных банков развития и облигационных займов. Значительная капиталоёмкость проекта позволяет ключевым участникам долгового финансирования разместить существенные объемы средств в проект и получить процентный доход, обеспеченный в том числе обязательствами государства по концессионному и прямому соглашению.