АО «Скоростные магистрали»
Рус / Eng

ВСМ Москва – Санкт-Петербург

Направление Москва — Санкт-Петербург, соединяющее крупнейшие мегаполисы Российской Федерации, может считаться наиболее перспективным транспортным коридором для организации высокоскоростного железнодорожного движения по ряду основных критериев: большая численность населения района тяготения (более 25 млн. чел.), высокая плотность населения (93,1 чел./км2), большая доля городского (более мобильного) населения — более 90%, высокие уровни среднедушевых доходов в сравнении со среднероссийскими показателями, наличие устойчивого пассажиропотока на авиа- и железнодорожном транспорте — около 8 млн. чел., из которых более 81% приходится на железнодорожный транспорт, опережающие в сравнении со среднероссийскими уровни хозяйственного развития территорий и денежных доходов на душу населения.


Высокоскоростная железнодорожная магистраль Москва — Санкт-Петербург (ВСЖМ-1) предназначена для:

  • Обеспечения пассажирских перевозок высокоскоростным железнодорожным транспортом;
  • Привлечения дополнительного пассажиропотока на железнодорожный транспорт за счет создания для пассажиров более привлекательных условий перевозок: сокращение времени в пути, повышение комфортности и безопасности поездок;
  • Развития конкурентной среды в перевозках пассажиров на рынке транспортных услуг;
  • Повышения уровня технической оснащенности железнодорожного транспорта;
  • Улучшения транспортных связей между регионами Российской Федерации;
  • Обеспечения повышения уровня мобильности населения страны;
  • Интеграции ВСЖМ-1 в сеть железных дорог общего пользования;
  • Снижения экологической нагрузки от транспорта на среду обитания.



В 2010 г. АО «Скоростные магистрали» по поручению ОАО «РЖД» разработало Обоснование инвестиций в строительство. Получено положительное заключение ФГУ «Главгосэкспертиза России» по результатам экспертизы Обоснование инвестиций в строительство высокоскоростной железнодорожной магистрали Москва — Санкт-Петербург (ВСЖМ-1). В августе 2021 года проведена работа по актуализации Обоснования инвестиций в строительство.

 

В апреле 2019 года по вопросу начала проектирования получено одобрение Президента РФ (письмо генерального директора-председателя правления ОАО «РЖД» О. В.  Белозёрова и врио губернатора Санкт-Петербурга А. Д. Беглова от 5 апреля 2019 г.).

В рамках подготовки к старту проектных и изыскательских работ по ВСЖМ-1 АО «Скоростные магистрали» в 2019 году выполнен комплекс работ:

  • Рекогносцировка трассы ВСЖМ-1;
  • Подготовка обоснования для формирования технических требований, конструктивных решений и предложений по мостовым сооружениям для ВСЖМ-1;
  • Сравнительный анализ параметров проектирования и принятых основных проектных решений обоснования инвестиций в строительство ВСЖМ-1 и проектной документации участка Москва — Казань ВСМ-2;
  • Пересчет сметной стоимости обоснования инвестиций в строительство ВСЖМ-1 в текущие и прогнозные стоимости.

 

Разработаны и утверждены в ОАО «РЖД»:

  • Задание на выполнение инженерных изысканий для подготовки проектной документации для строительства объекта «Высокоскоростная железнодорожная магистраль Москва — Санкт-Петербург (ВСЖМ-1);
  • Задание на подготовку проектной документации «Высокоскоростная железнодорожная магистраль Москва — Санкт-Петербург (ВСЖМ-1)»;
  • Задание на разработку документации по планировке территории объекта капитального строительства «Высокоскоростная железнодорожная магистраль Москва — Санкт-Петербург (ВСЖМ-1)».

 

В июне 2020 года между Дирекцией по комплексной реконструкции железных дорог и строительству объектов железнодорожного транспорта — филиалом ОАО «РЖД» и проектной организацией АО «Росжелдорпроект» заключен договор на выполнение работ по проведению инженерных изысканий, разработке документации по планировке территории и подготовке проектной документации.

 

Рассмотрены варианты трассы для строительства ВСЖМ-1 и выбран рекомендованный «Новгородский» вариант с тяготением к агломерациям Клин, Тверь, Окуловка, Великий Новгород, Тосно.

 

В декабре 2020 года под председательством генерального директора — председателя правления ОАО «РЖД» Белозерова О. В.  при участии представителей органов региональной власти субъектов Российской Федерации проведено заседание Научно-технического совета ОАО «РЖД», на котором выработана согласованная позиция участников заседания о выборе «Новгородского» варианта прохождения трассы.


 


Трасса проходит по территории 6 субъектов Российской Федерации, (Московская, Тверская, Новгородская и Ленинградская области и города федерального значения Москва и Санкт-Петербург).

Основные технические показатели ВСЖМ-1:

Эксплуатационная длина —  679 км;

Время хода высокоскоростного пассажирского поезда без остановок - 2 ч. 15 мин.;

Количество главных путей — 2 шт.;

Количество станций — 16 шт.

Максимальная скорость движения —  350 км/ч, на отдельных участках до 400 км/ч;

Искусственные сооружения —  254/185604 шт./пог.м.

 

Срок строительства —  6 лет.

 

Директивные сроки реализации проекта указаны в синхронизированном графике проектирования и строительства ВСЖМ-1, утвержденном заместителем Министра транспорта Российской Федерации Токаревым В. А.  и заместителем генерального директора — главным инженером ОАО «РЖД» Кобзевым С. А.  № 128 от 15 января 2021 года.

В сентябре 2021 года Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации согласованы Специальные технические условия для проектирования ВСЖМ-1.

 

При разработке проектной документации для строительства ВСЖМ-1 Москва — Санкт-Петербург используется и адаптирован опыт проектирования участка Москва — Казань ВСМ 2 с учетом специфики прохождения трассы ВСЖМ-1, а также зарубежный опыт.

 

Размещение начальной пассажирской станции ВСЖМ-1 предусмотрено в одном уровне с существующим путевым развитием станции Санкт-Петербург-Пассажирский-Главный в увязке с мероприятиями по организации пригородного пассажирского движения и перераспределения пассажирских поездов дальнего следования в соответствии с Концепцией по развитию железнодорожной инфраструктуры в целях организации пригородных и внутригородских пассажирских перевозок в Санкт-Петербургском железнодорожном узле.

На данном этапе совместно с органами власти г. Санкт-Петербург прорабатывается возможность размещения дополнительного остановочного пункта ТПУ «4-й км», ТПУ «Южный» или ТПУ «Кампус».

 

Размещение конечной пассажирской станции запланировано в районе ст. Москва-Пассажирская Октябрьская.

Кроме этого планируется строительство остановочных пунктов ВСЖМ-1 (ТПУ) в увязке с МЦД и улично-дорожной сетью города. Остановочные пункты ТПУ «Рижская», «Петровско-Разумовская» и «Крюково» обеспечат доступ пассажиров на другие виды транспорта, в т.ч. на МЦД, МЦК, а также будут в шаговой доступности до метро.









АО «Скоростные магистрали» в рамках генерального соглашения с ОАО «РЖД» по подготовке и управлению проектами высокоскоростных железнодорожных магистралей осуществляет техническое консультирования и научно-техническое сопровождение проекта ВСЖМ-1:

  • Рассматривает результаты инженерных изысканий на соответствие заданиям, требованиям нормативных и технических документов, подготавливает Техническое заключение о достаточности/не достаточности и о соответствии/не соответствии результатов выполненных инженерных изысканий для принятия проектных решений по разделам проектной документации и/или отдельным техническим решениям;
  • Рассматривает разделы проектной документации (в процессе ее приемки) на соответствие заданиям, требованиям нормативных технических документов и требуемым технико-экономическим показателям, подготавливает техническое заключение Заказчику о соответствии/несоответствии проектной документации вышеуказанным требованиям.
  • Рассматривает разделы документации по планировке территории на соответствие заданиям, требованиям нормативных технических документов, подготавливает Техническое заключение Заказчику о соответствии документации по планировке территории
  • Выполняет выборочный контроль качества производства полевого этапа работ по инженерно-геологическим изысканиям и положения инженерно-геологических выработок.