АО «Скоростные магистрали»
Рус / Eng

Проектирование

Проектирование ВСМ Москва — Казань (ВСМ 2)

Заказчиком проекта выступает ОАО «РЖД», управление проектом осуществляет АО «Скоростные магистрали». Функции генеральной проектной организации выполняет консорциум компаний в составе АО «Мосгипротранс», ОАО «Нижегородметропроект», China Railway Eryuan Engineering Group Co. Ltd. В проектировании принимают участие более 50-ти изыскательских, проектных, научно-исследовательских и других специализированных организаций, в том числе ведущие проектные организации Российской Федерации.


 Проектный консорциум

  • АО «Мосгипротранс»
  • ОАО «Нижегородметропроект»
  • CREEC

Технический консультант

  • Консорциум французских компаний SYSTRA — SNCF INTERNATIONAL




Субподрядные организации и соисполнители

  • ОАО «Сибгипротранс»
  • ОАО «Томгипротранс»
  • ОАО «Институт Гипростроймост»
  • ГУП «НИИПИ Генплана Москвы»
  • АО «ВНИИЖТ»
  • ООО «Геопроектизыскания»
  • АО «НИИАС»
  • ОАО «Трансмост»
  • ПАО «Ленгипротранс»
  • Другие организации

На текущий момент выполнены следующие работы и этапы в рамках проектирования:
  • Подготовлена проектная документация, документация по планировке территории (по всем этапам строительства), получены положительные заключения ФАУ «Главгосэкспертиза России»; по проектной документации для строительства ВСМ Москва — Казань
  • Проектная документация по 13 этапу — выполнение комплекса работ по подготовке территории строительства участка ст. Железнодорожная км 23 — ст. Владимир ВСМ передана на государственную экспертизу ФАУ «Главгосэкспертиза России».

Земляное полотно

Конструкции земляного полотна ВСМ Москва — Казань спроектированы с обеспечением требований по прочности, устойчивости и деформативности с учетом вибродинамического воздействия поездов при минимизации затрат на всем этапе жизненного цикла. Предусмотрено устройство двух защитных слоев земляного полотна на всем протяжении высокоскоростной магистрали не менее 2,5 м общей высоты. Земляное полотно запроектировано из условия обеспечения безопасного движения высокоскоростного железнодорожного подвижного состава со скоростями до 400 км/ч.

При проектировании были решены следующие задачи:

  • Обоснована конструкция земляного полотна в зависимости от инженерно-геологических и природных условий; 
  • Обоснован необходимый комплекс мероприятий по защите земляного полотна от вредного воздействия природных факторов;

Принятые проектные решения по земляному полотну соответствуют и технически увязаны с конструкциями верхнего строения пути, искусственных сооружений и инженерных коммуникаций. Максимальная накопленная остаточная деформация основной площадки земляного полотна при безбалластной конструкции верхнего строения пути не должна превышать 15 мм за весь срок службы.

Искусственные сооружения


В целях обеспечения единой технической политики оптимизации стоимости строительства и эксплуатации разработаны проектные решения унифицированных конструкций искусственных сооружений (трубы водопропускные, пролетные строения, мостовое полотно и др.).
Это полностью инновационные решения для колеи 1520 мм.
  • Разрезные балочные системы (стальные и сталежелезобетонные) 23.6 м, 34.2 м, 50 м;
  • Неразрезные железобетонные балочные системы 41-66-41, 49-88-48, 58-101-59. 

Безбалластный путь

Особое внимание в проектной документации уделено безбалластной конструкции верхнего строения пути (БВСП). Его по праву можно считать не просто инновацией, а «прорывной инновацией», которая приведет к смене устоявшихся технологий строительства, технического обслуживания пути, а также норм содержания пути и требований к подвижному составу.

Данная инновация обеспечит потенциальную экономическую эффективность за счет улучшения значимых показателей, таких как скорость движения и вес поездов, долговечность технических средств и трудоемкость их обслуживания. Эффективность данной технологии определена на основе сравнения технических характеристик БВСП и ВСП на балласте исходя из прогнозируемого долгосрочного влияния на значимые показатели. Разработанная конструкция БВСП обеспечивает необходимые параметры взаимодействия в системе «колесо-рельс» в диапазоне скоростей до 400 км/ч при заданных геометрических параметрах железнодорожного пути и уровне комфорта. Конструкция является мало обслуживаемой со значительно большим сроком полезного использования в сравнении с ВСП на балласте.

В качестве основной конструкции верхнего строения пути разработана безбалластная конструкция CRTS III RUS, которая учитывает:

  • Европейский и китайский опыт строительства и эксплуатации ВСМ с аналогичными типами верхнего строения пути, в т.ч. эксплуатацию на участке Харбин-Далянь (с климатическими условиями, сходными с российскими);
  • Предварительные результаты ресурсных испытаний четырех конструкций БВСП компаний TINES (конструкция EBS), ALSTOM (конструкция NBT), Max Bögl (конструкция FF-Bogl), РЖД-строй (конструкция LVT), проводимых на Экспериментальном кольце АО «ВНИИЖТ». 

Электроснабжение

Контактная сеть КС-400 разработана на основе математического моделирования динамического взаимодействия с токоприемниками электроподвижного состава. Модель контактной подвески построена на базе методе контактных элементов (МКЭ) в нелинейной пространственной постановке задачи, что позволило описать систему максимально детально при минимальном числе принятых допущений. Динамическая контактная задача решена с применением метода штрафа.

В контактной сети КС-400 используется целый ряд инновационных для России технических решений в части узлов и конструкций:

  • Контактные провода из сверхпрочных сплавов «медь-магний» или «медь-хром-цирконий»;
  • Фундаменты в виде буронабивных свай;
  • Опорные и поддерживающие конструкции повышенной жесткости;
  • Барабанные компенсаторы с подшипниками скольжения;
  • 5-пролетные сопряжения анкерных участков с узлами для реализации схем плавки гололеда или проф. подогрева;
  • Воздушные стрелки без пересечения проводов с дополнительной (третьей подвеской);
  • Стационарные системы мониторинга и диагностики и другие.

Для расчета электротехнических параметров КС-400 были построены специальные электродинамические модели тяговой сети, модели токораспределения, растекания тока в земляном полотне, а также нестационарные модели нагрева проводов с учетом обтекания ветром. Расчет тяговой сети выполнен на основе МКЭ в неуравновешенном режиме, когда падения напряжений по длине проводов — нелинейны. В разработке принимали участие ученые и специалисты ведущих российских проектных организаций и научных центров: АО «Мосгипротранс», АО «Универсал — контактные сети», ВНИИЖТ, ПГУПС, УрГУПС и СПбПУ.


Этапы строительства   


1 этап

Комплекс работ по строительству железной дороги и сопутствующих объектов (за исключением работ по подготовке территории) на участке ст. Москва Техническая Курская ВСМ (вкл.) — ст. Железнодорожная км 23 (проектирование завершено)

2 этап

Комплекс работ по строительству железной дороги и сопутствующих объектов (за исключением работ по подготовке территории) на участке ст. Москва Техническая Курская ВСМ (вкл.) — ст. Железнодорожная км 23 (проектирование завершено)

3 этап

Комплекс работ по подготовке территории строительства участка ст. Железнодорожная км 23 — ст. Владимир ВСМ (вкл.) (проектирование завершено)

4 этап

Комплекс работ по строительству железной дороги и сопутствующих объектов (за исключением работ по подготовке территории) на участке ст. Железнодорожная км 23 — ст. Владимир ВСМ (вкл.) (проектирование завершено)

5 этап

Комплекс работ по подготовке территории строительства участка ст. Владимир ВСМ (искл.) — ст. Аэропорт
ВСМ (вкл.) (Н. Новгород) (проектирование завершено)

6 этап

Комплекс работ по строительству железной дороги и сопутствующих объектов (за исключением работ по подготовке территории) на участке ст. Владимир ВСМ (искл.) — ст. Аэропорт ВСМ (вкл.) (Н. Новгород) (проектирование завершено)

7 этап

Комплекс работ по подготовке территории строительства участка п. п. 410 км (вкл.) — ст. Н. Новгород ВСМ (вкл.) — ст. Аэропорт ВСМ (искл.) (Н. Новгород) (проектирование завершено)

8 этап

Комплекс работ по строительству железной дороги и сопутствующих объектов (за исключением работ по подготовке территории) на участке п. п. 410 км (вкл.) — ст. Н. Новгород ВСМ (вкл.) — ст. Аэропорт ВСМ (искл.) (Н. Новгород) (проектирование завершено)

9 этап

Комплекс работ по подготовке территории строительства участка ст. Аэропорт ВСМ (искл.) (Н. Новгород) — ст. Чебоксары ВСМ (вкл.) (проектирование завершено)

10 этап

Комплекс работ по строительству железной дороги и сопутствующих объектов (за исключением работ по подготовке территории) на участке ст. Аэропорт ВСМ (искл.) (Н. Новгород) — ст. Чебоксары ВСМ (вкл.) (проектирование завершено)

11 этап

Комплекс работ по подготовке территории строительства участка ст. Чебоксары ВСМ (искл.) — ст. Казань-2 ВСМ (вкл.) (проектирование завершено)

12 этап

Комплекс работ по строительству железной дороги и сопутствующих объектов (за исключением работ по подготовке территории) на участке ст. Чебоксары ВСМ (искл.) — ст. Казань-2 ВСМ (вкл.) (проектирование завершено)

13 этап

Комплекс работ по подготовке территории строительства участка ст. Железнодорожная км 23 — ст. Владимир ВСМ (вкл.) (документация передана на рассмотрение в ФАУ «Главгосэкспертиза России»)

15 этап

Строительство административно-технического здания для размещения диспетчерского центра управления (ДЦУ) и Единого пункта управления обеспечением транспортной безопасности ВСМ на станции Владимир ВСМ (проектирование завершено)