АО «Скоростные магистрали»
Рус / Eng

Во второй половине ХIХ века Россия стала крупнейшей железнодорожной державой.
 
При этом, наряду с постоянным увеличением протяженности сети железных дорог, шло активное наращивание скоростей движения поездов, и в начале прошлого века на линии Санкт-Петербург — Москва курьерские экспрессы достигали скорости 110 км в час. В 1960-е годы между столицами ходил самый быстрый советский поезд "Аврора", развивавший скорость до 160 км/ч и покрывавший расстояние в 650 км за 4 часа 59 минут.
 
Однако уже тогда стало ясно, что для дальнейшего наращивания результатов нужно строить специальные высокоскоростные пассажирские магистрали, а опыт эксплуатации первой в мире ВСМ в Японии доказал полную техническую, экономическую и социальную обоснованность подобных проектов.

В конце 1960-х — первой половине 1970-х годов в СССР отраслевыми институтами по заданию министерства путей сообщения был проведен комплекс работ по изучению дальнейших путей качественного улучшения работы пассажирского хозяйства. Ученые пришли к выводу, что требуемый эффект может дать строительство отдельных высокоскоростных пассажирских линий со скоростью движения поездов 250 км. в час, в первую очередь на полигоне Центр — Юг, или Москва — Кавказ, Крым. В 1975 г. Научно-технический совет МПС признал целесообразным разработать технико-экономическое обоснование данного проекта.

Однако обстановка в стране в то время не позволила заняться строительством новой магистрали, и к этим планам вернулись уже в ходе горбачевской перестройки. В 1988 г. по инициативе МПС постановлением Совета Министров СССР № 1474 была утверждена Государственная научно-техническая программа «Высокоскоростной экологически чистый транспорт». В рамках ее исполнения ВНИИЖТ под руководством первого заместителя директора, д. т. н. Евгения Сотникова подготовил Научный проект, в котором были обоснованы все основные вопросы создания ВСМ. При этом в полигон Центр — Юг было включено и направление Ленинград — Москва.

В 1988-1990 гг. тема высокоскоростного движения самым активным образом обсуждалась в отрасли: проходили научно-практические конференции, публиковались статьи, рождались новые технические и экономические разработки. По заданию Октябрьской железной дороги «Ленгипротранс», возглавляемый Львом Данильчиком, начал работу по подготовке ТЭО проекта ВСМ Ленинград — Москва под скорость 300-350 км в час.

В марте 1991 г. Государственная экспертная комиссия Госплана СССР одобрила и признала перспективной разработку идеи ВСМ Ленинград — Москва в качестве самостоятельной научно-технической задачи. Тогда же коллегия МПС поставила реализацию этого проекта непосредственно на повестку дня, назвав его прорывом к новым техническим и технологическим рубежам, новым транспортным продуктом ХХI века.

В стране проходили революционные общественные перемены, и 13 сентября 1991 г. президент РФ Борис Ельцин подписал указ № 120 "О создании высокоскоростной пассажирской железнодорожной магистрали Санкт-Петербург — Москва". Для его реализации было образовано РАО "Высокоскоростные магистрали", которое возглавил Алексей Большаков, а после его ухода в правительство генеральным директором компании с 1994 по 2005 г. работал Владимир Тулаев. Председателем совета директоров РАО в 1991 — 1996 гг. являлся начальник Октябрьской железной дороги Анатолий Зайцев, а когда он был назначен министром путей сообщения, его сменил на этом посту новый руководитель ОЖД Вадим Морозов.

В 1990-ые годы проект ВСМ активно развивался по целому ряду направлений. В частности, принимались необходимые оперативные правительственные решения, был разработан и осуществлен основной инвестиционный механизм строительства — привлечение частного капитала под государственные гарантии, подготовлено ТЭО, проведены необходимые государственные и общественные экспертизы, начато строительство ряда объектов, например, вокзального комплекса в Санкт-Петербурге. Также уже готовился под непосредственную застройку участок трассы Санкт-Петербург — Новгород. Параллельно под руководством академика Игоря Спасского шло проектирование и строительство, а также производилась обкатка отечественного высокоскоростного поезда "Сокол".

Однако дефолт 1998 г. нарушил финансирование проекта, и темпы его реализации резко замедлились, а целый ряд работ был свернут. Тем не менее, в 2004 г. назначенный министром транспорта РФ Игорь Левитин выступил за возобновление строительства высокоскоростной магистрали. Эти планы поддержал и новый президент ОАО "Российские железные дороги" Владимир Якунин. Генеральным директором РАО "ВСМ" был назначен Владимир Воронин.

Между тем структурная перестройка отрасли потребовала совершенствования управления проектом. 4 июля 2006 г. совет директоров ОАО "РЖД" одобрил создание дочернего общества "Скоростные магистрали", которое стало головным предприятием по строительству ВСМ. В апреле 2009 г. состоялся Технико-экономический совет ОАО "РЖД", принявший ряд конструктивных решений по дальнейшей работе, в частности, проектированию трассы по Западному варианту. Примерно в это же время проект был внесен и в стратегические государственные программы — в Транспортную стратегию РФ и в Стратегию развития железнодорожного транспорта до 2030 г.

16 марта 2010 г. президент РФ Дмитрий Медведев подписал Указ № 321 «О мерах по организации движения высокоскоростного железнодорожного транспорта в РФ», в котором Правительству предписывалось до конца 2010 года утвердить комплекс первоочередных задач, включая нормативные, технические, финансовые, кадровые, организационные и иные аспекты. Единственным исполнителем по осуществлению функций заказчика при проектировании ВСМ было назначено ОАО «Российские железные дороги».

Глава компании Владимир Якунин в этой связи заявил, что с принятием этого документа начинается «принципиально новая эра в истории железных дорог и высокоскоростное движение в России перейдет на качественно иной уровень». Предполагается, что в обозримом будущем в России появится целая сеть высокоскоростных железных дорог, включая такие направления, как Москва — Санкт-Петербург, Москва — Нижний Новгород — Казань — Самара, Казань — Екатеринбург и др. В настоящее время ведутся работы по реализации Указа президента Российской Федерации.

Андрей Гурьев
Первый заместитель главного редактора журнала "РЖД-Партнер", Доцент ПГУПС, к.и.н.
 
(Подробно история проекта описана в книге А.Гурьева "И какие же русские не любили быстрой езды?")